Oт Кapлcoнa дo Xoлмca: твopчecкий путь Bacилия Ливaнoвa
Oт Кapлcoнa дo Xoлмca: твopчecкий путь Bacилия Ливaнoвa
Василий Ливанов – один из лучших исполнителей роли сыщика Шерлока Холмса. Актер часто играл уточненных интеллигентов, отличавшихся романтичностью.
Он не только снимался в кино, но и сам снимал фильмы, озвучивал мультфильмы, и даже написал большое эссе, посвященное личности Холмса.
Родился будущий актер 19 июля 1935 года в столичной творческой семье, происходившей из сибирских казаков.
Его отец – Борис Николаевич Ливанов был ведущим актером МХАТа, мама Евгения Казимировна, полячка по происхождению, занималась воспитанием детей.
В доме Ливановых часто собирались представители творческой интеллигенции, среди которых были Борис Пастернак, Василий Качалов, Петр Кончаловский и Александр Довженко.
Василий Ливанов посещал школу при Академии художеств СССР, куда в те годы также ходили Эдвард Радзинский и Андрей Миронов. Василий увлекался карикатурой, чем прославился в школе.
Кстати, во время учебы Ливанов и не думал становиться актером, он мечтал выучиться либо на художника, либо на военного. Только в 1954 году Василий, когда ему было 19 лет, поступил в Щукинское училище.
Его интересовало не только актерское мастерство, но и режиссура. Поэтому в 1966 году он получил второй диплом режиссера на курсах в Госкино.
Получив профессию, Василий Борисович устроился на работу в Театр имени Вахтангова, где отслужил четыре месяца, а потом решил посвятить себя кино.
Михаил Калатозов пригласил Ливанова в свой фильм «Неотправленное письмо». Вот что писали о его дебюте советские критики:
«Начало было приметным, но не совсем удачным и вовсе не легким. С одной стороны, дебютанту вроде бы очень повезло. Его первым руководителем и наставником оказался опытный кинорежиссер, поставивший перед этим «Летят журавли». Немало помог Ливанову в создании экранного образа и такой блестящий мастер кинопортрета, как оператор Сергей Павлович Урусевский. Однако молодой актер был лишен главного – полноценной литературной основы образа. Характер Андрея в сценарии выглядел бледно, однопланово, его язык был на редкость бесцветен. Актеру пришлось столкнуться с явлением, чуждым театру, додумыванием и дописыванием диалогов режиссером и актером уже в процессе съемок», — Николай Крючечников.
Вот такой уникальный опыт получил Ливанов на съемках первого фильма. И со своей задачей справился. Фильм «Неотправленное письмо», где с ним снялись Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Самойлова, Евгений Урбанский, получился хорошим.
Следующая роль Василия Борисовича – Петр в экранизации повести Короленко «Слепой музыкант». Образ молодого человека, который проделывает сложный внутренний путь от эгоиста до человека со зрелыми духовными исканиями непросто дался актеру.
Критики писали, что Ливанов порой играет слишком напряженно. Однако ключевые и самые сложные сцены он вытягивает, и это говорит о его природном даровании, которое он постоянно развивает.
Кстати, в «Слепом музыканте» играет и отец Василия Ливанов – Борис Николаевич. Поэтому на молодом актере была особая ответственность – не остаться в тени своего отца. И это испытание он прошел успешно.
Следующая крупная работа Ливанова в кино – главная роль – немецкий ученый Вернер в фильме «Суд сумасшедших» Григория Рошаля. Фильм вышел на экраны в 1961 году. Очень серьезная работа, доставшаяся актеру в 27 лет.
Образ ученого в сценарии был прописан общими словами, никаких личностных особенностей, черт характера не было. Все это предстояло додумать, доработать Василию Борисовичу.
Ливанова этот проект привлек тем, что его герой был старше него. Также он хотел поработать с такими мастерами, как Николай Гриценко и Сергей Бондарчук. С ролью Ливанов справился.
Следующая заметная роль – экранизация повести Василия Аксенова «Коллеги», где он сыграл молодого врача. Критики писали, что актер как будто не сыграл, а прожил время, отпущенное его герою на экране.
«Перед нами как будто подсмотренная оператором жизнь. Однако натуральность поведения нигде не переходит в натуралистичность: правда и жизненность достигаются не копированием бытовых мелочей, а строгим отбором средств, раскрывающих характер героя», — писали в советской прессе. Именно после фильма «Коллеги» о Ливанове заговорили, как о талантливом актере кино.
Режиссер говорили, что Василий Ливанов к любой роли, а у не были и эпизоды, готовится очень тщательно. Не было случая, когда бы он к началу съемок не был полностью погружен в роль.
Есть актеры, которые в любой роли, остаются сами собой. Этого нельзя сказать о Ливанове.
Вспомните «Синюю тетрадь», где актер сыграл Феликса Дзержинского, как органично он смотрится в этой роли. Сыграл так, что ему потом не раз предлагали воспроизвести этот образ в других фильмах, но он отказывался, потому что не терпит повторений.
В 1966 году Василий Ливанов снял свой первый мультфильм «Самый, самый, самый». На тот момент он уже окончил режиссерские курсы под руководством Михаила Ромма.
Эта лента была его дипломной работой, в которой все технические функции Ливанов выполнил сам.
В том же году он устраивается на «Союзмультфильм», где проработал 7 лет. Дети в СССР хорошо знали голос Василия Борисовича.
Его голосом говорят Карлсон и отец Малыша, крокодил Гена, Удав из «38 попугаев», Дядюшка Ау, Громозека из «Тайны третьей планеты». Всего актер озвучил своим фирменным голосом героев более 60 мультфильмов.
Кстати, свой фирменный голос актер «заработал» на съемочной площадке. Во время работы над первым фильмом «Неотправленное письмо», Ливанов одну из сцен играл на сильном морозе во время метели.
Режиссер хотел снимать в той обстановке, в какой происходит действие по сценарию.
Артист сильно простудился, и три недели не мог говорить, позже голос вернулся, а хрипотца осталась на всю жизнь.
Ливанов не только снимался в кино, сам снял два фильма, несколько мультфильмов и озвучивал сказочных персонажей. Он писал сценарий, который пользовались спросом.
Так, в мультфильм «Бременские музыканты» актер добавил нескольких персонажей, которых не было в изначальном варианте.
В 70-е годы фильмография Ливанова пополняется несколькими интересными работами, среди которых выделяется роль императора Николая I в фильме «Звезда пленительного счастья».
Также в 1978 году режиссер Игорь Масленников выпускает фильм «Ярославна, королева Франции, где Ливанов играет рыцаря Бенедиктуса. Сразу после этого Масленников приступает к разработке серии фильмов о сыщике Шерлоке Холмсе.
Василий Борисович был приглашен на роль Шерлока Холмса, Виталий Соломин на роль доктора Ватсона. Съемки продолжались с 1980 по 1986 год, менялись персонажи, но главные герои были неизменны.
В конце 90-х годов Василий Ливанов неожиданно снимает пародию-фарс, фильм российско-болгарского производства «Дон Кихот возвращается», где сам играет главную роль.
Сам фильм был воспринят по-разному, однако роль у Василия Борисовича получилась отменной.
В «нулевые» актер сыграл яркую роль Стравинского в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Через год после выхода фильма Василий Ливанов получает Орден королевы Англии Елизаветы II за великолепное исполнение роли Шерлока Холмса.
С 2008 года Ливанов не снимается в кино, считая, что сегодня снимается мало хорошего кино, а в плохом играть нет ни смысла, ни желания.
0 коммент.: