Coвeтcкий фильм, гдe pядoм c учёным был пoлoжитeльный cвящeнник

12:21 AR Ka 0 Comments

 


Coвeтcкий фильм, гдe pядoм c учёным был пoлoжитeльный cвящeнник

Драма «Всё остаётся людям» (1963) стала для великого советского актёра Николая Черкасова предпоследней работой в кино.

Вскоре после завершения съёмок у него обострились хронические недуги, поэтому артисту много времени приходилось проводить в клинике. Несмотря на проблемы со здоровьем, он снялся ещё в одной ленте и в 1966 году ушёл из жизни.


Режиссёром фильма стал Георгий Натансон. Он только что завершил мелодраму «Шумный день» (1960), над которой работал в паре с Анатолием Эфросом.

Тогда, в начале шестидесятых, Натансон был режиссёром начинающим, у него в фильмографии была всего пара лент, до появления его главных кинохитов оставалось ещё несколько лет.

Пока же на глаза режиссёру попалась пьеса Самуила Алёшина «Всё остаётся людям».

Пьеса не была новинкой: ещё в 1959 году её поставили в Ленинградском театре драмы, а центральные роли, учёного Дронова и его заместителя, карьериста и интригана Морозова, играли Николай Черкасов и Игорь Горбачёв.


Георгий Натансон решил, что настало время перенести пьесу на экране и обратился к Алёшину за сценарием.

Писатель слегка скорректировал пьесу, сценарий утвердили на «Ленфильме» и началась работа. Тут стоит сказать, что позже критики упрекнули Самуила Алёшина в том, что он

не сделал именно кинематографический сценарий, а просто чуть переписал пьесу, поэтому в итоге получилась картина в духе «фильма-спектакля»,

хотя режиссёр и расширил место действия и ввёл даже уличные сцены (например, начинается фильм эпизодом, которого вообще в сценарии не было: именитый учёный Дронов скачет на улице по классикам, смеша малышню вокруг).

Многие не удерживались от сравнения фильма и спектакля и зачастую оно было не в пользу кино, но большинству зрителей лента всё же пришлась по вкусу как раз как кинематографическое произведение.

Когда зашла речь о выборе исполнителей, Георгий Натансон сразу пригласил Николая Черкасова и Игоря Горбачёва на те же роли, что они играли на сцене. Но если с Горбачёвым проблем не было, то

Черкасова утверждать долго не хотели. И это может показаться странным: Николай Черкасов — это глыба, актёр с гигантским опытом,

снимавшийся у Эйзенштейна, пятикратный Сталинский лауреат, его профиль украшает орден Александра Невского!

Но дело было в том, что с возрастом востребованность Черкасова как киноартиста пошла на убыль, в последний раз он появлялся на экране в 1957 году и у чиновников были сомнения, что зритель заинтересуется актёром.

К тому же у Черкасова уже была серьёзная болезнь, что могло осложнить съёмки. Однако Георгий Натансон настаивал на своём и даже обратился за помощью к Георгию Товстоногову, тогда возглавлявшему БДТ, и его выбор в конце концов одобрили.


роли ученика Дронова Вязьмина снялся Игорь Озеров, в роли его любимой (но не любящей) женщины и коллеги Ксении Румянцевой появилась Элина Быстрицкая,


в роли супруги Дронова Натальи выступила Софья Пилявская. Также с Натансоном поработали Галина Анисимова, Вера Кузнецова, Лев Свердлин, Ефим Копелян, Павел Панков.


Отдельно надо сказать о важной фигуре в картине, хоть и появляющейся всего несколько раз.


Это священник Серафим, дальний родственник Натальи и оппонент Дронова в спорах.

Дважды в ходе фильма Дронов и Серафим затевают философский диспут о жизни, целях, вере, но если в первый раз к победе ближе Серафим, то во второй, уже перед кончиной Дронова, к победе ближе всё-таки учёный, утверждающий, что человек путь и покидает мир, но живёт не бесследно, а оставляет всё, чего достиг, наследникам.

Эта мысль и стала названием пьесы, а затем и фильма — «Всё остаётся людям». Так вот в образе священника (и здесь это герой не то чтобы совсем уж положительный, но определённо не отрицательный.

что не так уж часто для советского кино) предстал Андрей Попов, и это был крайне удачный выбор: у Андрея Попова получилось создать героя влекущего, страстного, искреннего и убеждённого в своей правоте.

Другой вопрос, насколько церковная мораль справедлива, но это вопрос будет открытым всегда, так что тут каждый выбирает путь для себя.


В преддверии нового 1964 года картина «Всё остаётся людям» вышла в прокат. История об учёном, который продолжает работу, несмотря на смертельный недуг, вызвала большой интерес аудитории. Вопреки ожиданиям чиновников

Николай Черкасов снова стал главной звездой ленты (кстати, он снимался почти без грима, так что на экране можно увидеть, насколько нездоров сам артист)



0 коммент.: