10 фильмoв, пpoнизaнныx aнaлитичecкoй пcиxoлoгиeй Кapлa Юнгa
10 фильмoв, пpoнизaнныx aнaлитичecкoй пcиxoлoгиeй Кapлa Юнгa
Идеи Карла Юнга оказали глубокое влияние на современную культуру. Теории и мысли основателя аналитической психологии вдохновили писателей-романистов, авторов комиксов и даже разработчиков видеоигр.
В фильмах работы Юнга часто интерпретируется менее явно, и всё же хитросплетения сюжетов погружают в идеи, пронизывающие труды швейцарского психиатра.
Мы представляем вам 10 фильмов, осознанно или бессознательно снятых под влиянием Юнга.
10. Прометей / Prometheus (2012)
Этот научно-фантастический боевик Ридли Скотта не только содержит отсылку к мифу о Прометее, но и затрагивает «мифическое бессознательное» Юнга. В фильме мы видим группу космонавтов/исследователей, направляющихся на поиски звёздной системы, из которой в далёком прошлом на Землю прибывали инопланетяне. Космическая экспедиция нацелена на встречу с древними прародителями и раскрытие тайны появления человечества.
«Прометей» можно рассматривать как притчу с переплетением понятий о коллективных мифах и развитии личности как подмножестве мифологического и коллективного повествования.
9. Звезда родилась / A Star is Born (1937)
В драме Уильяма Уэллмана «Звезда родилась» мы сталкиваемся с юнговской идеей архетипов, в частности с его самореализацией личности, которая противопоставляется концепции тени.
В фильме рассказывается о жизни Эстер (Джанет Гейнор), девушке с фермы, которая мечтает стать кинозвездой. Она пытается переделать себя в голливудскую диву, взяв имя Викки Лестер. Таким образом, Эстер убивает в себе прежнюю личность и принимает в себе успешную кинозвезду. Но её самоощущение борется с «истинным Я», в результате чего проявляются неврозы и депрессии.
Ближе к финалу героиня пытается синтезировать и Эстер, и Вики, провозгласив себя «миссис Норман Мэн». А это уже другая личность.
8. Ванильное небо / Vanilla Sky (2001)
Психологический триллер Кэмерона Кроу «Ванильное небо» это ремейк фильма Алехандро Аменабара «Открой глаза» (1997).
История, бесспорно, пропитана психологией Юнга. После ужасной автомобильной аварии главный герой использует несколько пугающую, лишённую личностных черт маску, чтобы взаимодействовать с обществом. Таким образом, режиссёр использует личность как нарратологический инструмент, чтобы отделить зрителя от событий.
7. Магия неба и земли / Heaven and Earth Magic (1962)
Анимационный фильм Гарри Смита «Магия неба и земли» создан с использованием персонажей, вырезанных из газет и журналов. Они напоминают понятие Юнга о культурных архетипах, которые присутствуют в общественном сознании.
Апофеоз фигуры изображён через её вознесение к небесам и возвращение обратно на землю.
Общая мифология и её последующее включение в коллективное бессознательное – это центральное место в понятии личности по Юнгу. Наши базовые идеалы формируются внешними коллективами, а затем экстраполируются на внутреннее, когда мы развиваемся в личность.
6. Святая Гора / The Holy Mountain (1973)
«Святая Гора» – сюрреалистическая фантастика с элементами психоделики чилийского режиссёра Алехандро Ходоровски. Этот культовый фильм в большой степени обязан работе Юнга на тему символов и иконографии.
Ходоровски отчасти был вдохновлён книгой Юнга «Человек и его символы». Он использовал концепцию о коллективной мифологии, чтобы представить своего рода альтернативную реальность.
Возможно, этот фильм не имеет себе равных в плане понимания мифопоэтики и её влияния на феноменологию сознания.
5. Земляничная поляна / Smultronstället (1957)
«Земляничная поляна» – психологическая драма шведского режиссёра Ингмара Бергмана, в котором рассматриваются типичные для Юнга понятия.
Главный герой – профессор Исак Борг, который представляет архетип «мудрый старец». Он едет на почётное собрание, посвящённое 50-летию его профессиональной деятельности, и по дороге предаётся то видениям, то воспоминаниям, и переосмысливает всю свою прожитую жизнь.
Этот чёрно-белый фильм – одна из лучших работ Бергмана, получившая высокие оценки от критиков и зрителей.
4. Персона / Persona (1966)
Ещё одна чрезвычайно достойная работа Ингмара Бергмана, которую сам режиссёр считал самой важной в своём творчестве. «Персона» – чёрно-белая экзистенциальная драма с максимально концентрированным комплексом идей, внутренних переживаний, скрытых конфликтов и навязчивых желаний человека, который испытывает боль и радость собственного существования, враждебность и гармонию окружающего мира.
Этот камерный художественный фильм напрямую связан с понятием «личности» по Юнгу, где человек использует индивидуальную маску, чтобы спрятать свою «истинную сущность» от всего мира.
3. Тёмный город / Dark City (1998)
Фантастическая антиутопия Алекса Пройаса «Тёмный Город» рассматривает проявление личности и её податливость в рамках сложившихся условий. По сути, это реальность, которая создана путём проекции концепта идеального общества, и образована с целью исследования природы человеческой души.
«Тёмный город» содержит отсылки к Юнгу, в частности к его работе о природе личности и о внедрении памяти в сознание.
В фильме показано, как человек может преодолевать консенсусную реальность (в данном случае мрачную и депрессивную атмосферу города) и развивать свою личную «тихую гавань» в существующем мире, чтобы взрастить собственное сознание.
2. Три лица Евы / The Three Faces of Eve (1957)
Драма Наннэлли Джонсона «Три лица Евы» – адаптация документальной книги, основанной на реальном случае раздвоения личности. В лечении применялись методы, разработанные Юнгом и его преемниками. Поэтому фильм даже можно использовать в качестве наглядного пособия в лекциях по психиатрии.
Главная героиня Ева Уайт (Джоанн Вудворд) страдает диссоциативным расстройством идентичности. В скромной и робкой домохозяйке развивается альтернативная смелая и развязная личность, а уравновешивает их третья – умная и интеллигентная личность Евы.
Фильм пытается проиллюстрировать развитие индивидуальности, столкнувшейся с негативными аспектами, в целостную личность. Согласно Юнгу, это потребность в объединении своих негативных и позитивных сторон с сохранением публичного лица.
1. Письмо незнакомки / Letter From an Unknown Woman (1948)
Эту романтическую мелодраму режиссёр Макс Офюльс снял по мотивам одноимённой новеллы Стефана Цвейга. Фильм можно отнести к самым авторитетным кинолентам, имеющим дело с юнгианским понятием тени, личности и с идеалистической проекцией.
Молодая женщина Лиза (Джоан Фонтейн) втайне любит своего соседа, успешного пианиста Штефана (Луи Журдан).
Их краткая связь прерывается и забывчивый Штефан даже не вспоминает о Лизе, которая остаётся «в тени» из-за страха быть отвергнутой и много лет хранит свои чувства.
В 1992 году фильм «Письмо незнакомки» внесли в Национальный реестр фильмов, хранящихся в Библиотеке Конгресса США как произведение высокого культурно-исторического и эстетического значения.
0 коммент.: