Кpecтьянcкий мaльчик, cтaвший лeгeндoй oтeчecтвeннoгo кинeмaтoгpaфa
Кpecтьянcкий мaльчик, cтaвший лeгeндoй oтeчecтвeннoгo кинeмaтoгpaфa
Евгений Матвеев был любимцем советской телеаудитории и одним из самых талантливых актёров, переживших трудные времена войны. Выросший в крестьянской семье, он с достоинством прошёл испытание честью и мужеством. Он покорил отечественный кинематограф своим несомненным талантом, но под конец жизни узнал, что такое зависть и озлобленность тех, кого он считал друзьями и соратниками.
Родился Евгений Семёнович Матвеев 8 марта 1922 года в небольшом селе Новоукраинка Херсонской области. Отец был красноармейцем и коммунистом, а мать простой крестьянкой. В жизни родителей Евгения не всё складывалось гладко. К тому же родственники матери так и не признали узы её брака с коммунистом и родительского благословения не дали. Полноценная семья недолго просуществовала. Когда отец ушёл из семьи, маленькому Жене было всего четыре года. Пришлось одинокой матери вернуться в отчий дом и заниматься воспитанием сына.
Воспитание в крестьянской семье не прошло без пользы – мальчик рос трудолюбивым, крепким, выносливым, и работал наравне с взрослыми.
Евгению не было даже известно о существовании актёрской профессии, хотя его тянуло к творчеству с раннего детства. Больше всего мальчик мечтал купить балалайку. Средств на инструмент в семье, естественно, не было и, чтобы его приобрести, мальчику пришлось самостоятельно зарабатывать. Мальчишка продавал арбузы, откладывал каждую копейку, и, в конце концов, балалайка всё-таки была куплена. Упорный мальчик постигал технику игры, а вскоре начал давать односельчанам импровизированные концерты. При этом Евгений не только умело играл на инструменте, но и сочинял и исполнял частушки. Такие мини-концерты пользовались большим успехом на селе и всегда собирали много зрителей.
В деревне оценили очевидные таланты мальчика и посоветовали матери отвезти Женю в город, где он сможет получить хорошее образование. Вместе с матерью мальчик переехал в Цюрупинск, и именно там Евгений впервые попал на спектакль любительского театра. Спектакль полностью увлёк его, и парень стал мечтать о театральной сцене и профессии актёра.
Женя был привлечён в студию Херсонского городского театра, где участвовал почти во всех спектаклях и пробовал себя в нескольких ипостасях: певца, фокусника, танцора. Начиная с девятого класса, он уже участвовал в массовых сценах в Херсонском театре и даже исполнял небольшие роли.
В 1940 году Николай Черкасов приехал в Херсон на гастроли. Увидев спектакль «Безталанна», он обратил внимание на Евгения и рекомендовал ему поехать в Киев и поступить на курсы Александра Довженко. Отправившись учиться в Киев, Евгений успешно сдал вступительные экзамены. Недолгий срок Матвеев занимался в актёрском училище, а потом грянувшая война круто поменяла его дальнейшую жизнь.
В течение первых месяцев войны горожане, в том числе и Евгений, строили укрепления и рыли окопы. Как и все мальчишки в то время, он, конечно, подал рапорт на службу, желая попасть на фронт. Но его направили во 2-е Тюменское военно-пехотное училище, по окончании которого был оставлен в нём же для службы в качестве курсового офицера. Под конец 1946 года Евгений был демобилизован и поступил на службу в Тюменский драматический театр.
После двух лет службы в Тюменском театре Матвеев перешел в Новосибирский театр «Красный факел», где стал ведущим актёром, исполнив роли во многих успешных постановках: «Великая сила», «Бешеные деньги», «Наш общий друг», «Кандидат партии». Уже на первом этапе своей театральной карьеры Евгению удалось добиться многого. Благодаря своей страсти и актёрской самоотверженности он приобрёл заслуженную известность. Вполне естественно, что талантливого актёра вскоре заметили и пригласили в знаменитый Малый театр, с труппой которого Матвеев был связан более пятнадцати лет. В это же время он учился в Студии Михаила Кедрова при Всероссийском театральном обществе.
Во время учёбы он сыграл свою первую роль в кинокомедии 1955 года «Доброе утро», которая имела оглушительный успех. Но Матвеев стал известен всей стране только после выхода фильма «Дом, в котором я живу», где он исполнил роль обычного парня Кости Давыдова, пережившего ужасы и тяготы войны. Будучи уже знаменитым, Матвеев стал регулярно получать предложения сниматься у известных режиссёров. Талант от природы и жажда нового открыли перед Евгением Матвеевым широкие перспективы. В дальнейшем он активно снимался во многих популярных фильмах, в числе которых «Поднятая целина», «Воскресение», «Сибирячка».
Матвеев, после блестящей и триумфальной роли Макара Нагульнова в «Поднятой целине», был безоговорочно обожаем зрителями. На Евгения обрушилась новая волна всенародной любви после фильма «Родная кровь», при просмотре которого никто из зрителей не остался равнодушным к пронзительной истории любви и непростой жизни главного героя. Поклонницы после этой роли начали буквально изводить Евгения Матвеева телефонными звонками и засыпать письмами.
На пике своей популярности, в 1965 году, Матвеев принял участие в праздничном театрализованном представлении в Николаеве. Он был одет как Макар Нагульнов и должен был объехать стадион на тачанке. Во время прохождения поворота колесо тачанки оторвалось, и Евгений Матвеев упал на землю. Он серьёзно повредил позвоночник и был вынужден провести в постели два года. Театр актёру пришлось оставить, но он всё же вернулся в кино.
Начиная с 1967 года, Матвеев начинает новую и интересную сферу деятельности — режиссуру. Он выступил режиссёром и исполнителем главной роли в нашумевшем фильме «Цыган». Ряд критиков посчитали режиссёрский дебют Матвеева неудачным. Другие же, напротив, отнеслись к его работе с восторгом. У Матвеева было несколько не очень удачных картин, но авторитет его всегда был высок.
Начиная с 1968 года работал режиссёром на Мосфильме, а затем стал секретарем Союза кинематографистов, одновременно преподавая во ВГИКе. Зрители хорошо принимали его фильмы. Такой откровенный, искренний и самоотверженный человек показывал то, что интересно обычным людям — настоящую любовь, веру в торжество справедливости, истинную честь и преданность.
К середине 1970-х годов Матвеев снял фильмы «Любовь земная» и «Судьба» о жизни и любви председателя колхоза Захара Дерюгина. В нём он исполнил главную мужскую роль в дуэте с выдающейся и необычайно красивой актрисой Ольгой Остроумовой. Киноленты посмотрели около пятидесяти восьми миллионов человек.
Евгений Матвеев также прекрасно исполнил роль Емельяна Пугачёва, донского казака и крестьянского военачальника, в одноимённой исторической драме 1978 года режиссёра Алексея Салтыкова. После этого в 1984 году была снята двухсерийная драма «Победа». В картине изображаются исторические персонажи и демонстрируются реальные документальные кадры, а Евгений Матвеев в ней изобразил генерала Василия Карпова и выступил в качестве режиссёра.
Перестройка, пришедшая в Советский Союз в середине 1980-х, многое изменила в жизни и творчестве Евгения Семёновича. Коллеги обвинили его в том, что он был прихлебателем власти, и выжили с высокой должности. Он очень тяжело воспринял эти несправедливые обвинения и даже хотел покончить жизнь самоубийством. Только семья и близкие друзья помогли ему пережить это трудное время.
И вот в 1990-е годы Евгений Матвеев выпускает драматическую трилогию «Любить по-русски», в которой вновь находит себя. При всей некоторой наивности и лёгком преувеличении сюжета, красивая жизненная история покоряет зрителей настолько, что продолжение трилогии Матвеева было снято за счёт поклонников фильма, которые с нетерпением ждали продолжения этой захватывающей киноистории.
Свою последнюю работу в кино Евгений Матвеев сыграл в роли Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в шестисерийной мелодраме «Под Полярной звездой», вышедшей на экраны в 2001 году.
Народный артист СССР Евгений Матвеев получил множество государственных и международных кинематографических наград, премий и признание на родине и за рубежом. Творчество этого талантливого актёра и режиссёра и сегодня пользуется большой популярностью.
В память о прекрасном артисте был снят документальный фильм «Жизнь без вранья». Лента повествует о творческом пути этого обычного крестьянского парня из далекой деревни, ставшего настоящей легендой не только российского, но и мирового кинематографа.
0 коммент.: