Пepeшлa дopoжку

12:37 AR Ka 0 Comments

 


Пepeшлa дopoжку

Это она расстроила планы Петра Первого. Чаровница Жанна, дочка фермера, в одиночку решала судьбу французского короля. Герцоги и графы вытягивались по струнке, когда она входила в залу версальского дворца. В 1725 году могущество этой женщины достигло своего предела. Но Жанна-Аньес не учла одного: есть персоны и посильнее. И когда перешла дорожку другому жадному до власти человеку, финал стал неизбежным.


«В замке Бельсба разрешается всё», — шептались в Париже. В этом живописном месте, неподалеку от Фонтенбло, любила собираться самая разная публика – поэты, музыканты, актрисы и высшая знать. Людовика Четырнадцатого уже оплакали, новый король был неразумным крохой, так что Версаль куда больше походил на детскую, чем на резиденцию государя.

В Бельсба светское общество получило то, чего не хотело лишаться – праздники, веселую болтовню и красоту. В 1719 году центром этого кружка стала миловидная Жанна Аньес, маркиза де При. Замок принадлежал ее дяде.

В пятнадцать лет ее выдали замуж за небогатого дворянина из Нормандии, который почти сразу получил назначение в Турин. В этом городе юное создание не теряло времени даром – оно жадно впитывало новые знания, в большей степени, по «гламурной части». И когда вернулось во Францию, то не было дамы очаровательнее, интереснее и ярче, чем мадам де При.

Некоторым людям сопутствует постоянное везение – мало того, что дядюшка сумел сделать свой замок популярным местом, так еще одна из родственниц стала гувернанткой малыша-короля. Жанна де При имела столько выходов на Версаль, что странно было бы не воспользоваться этим. Если уж блистать – так в полную силу! А тут еще принц Конде, фактический глава французского правительства, начал оказывать маркизе свое расположение.


Несомненно, маркиза была умна. Она умела нравиться окружающим. А еще блистательно играла на клавесине. «Дочка фермера!» — фыркали иные дамы. Да, отец Жанны занимался земледелием. Но дочь-то пробилась на самый верх… Благодаря принцу Конде и своим собственным талантам, маркиза де При вскоре сосредоточила в своих нежных ручках всю власть во Франции.

В идеале, рассуждала она, король должен беспрекословно слушаться ее. С помощью гувернантки ей уже удалось добиться определенного влияния. Но еще лучше было бы подобрать государю «правильную» супругу. Когда-то русский император Петр Первый намеревался женить Людовика Пятнадцатого на своей дочери, Елизавете, и теперь этот вопрос снова возник. Маркиза де При убеждала министров тянуть время. Сама же начала лично подыскивать нужную кандидатуру.

Русская принцесса, дочь императора, была бы слишком независимой особой. Более того, Петербург наверняка стал бы больше следить за политикой Франции. Значит, этого союза допустить было нельзя. Королевой следовало сделать какую-нибудь бедную дворянку, полностью зависимую от маркизы де При…

Жанна понимала, что мезальянс невозможен, но тут так вовремя подоспели события в Польше. Король Станислав Лещинский лишился трона, превратился в ничто, и поселился во Франции. Его дочь Мария и стала для маркизы той самой идеальной претенденткой.

Лещинская была бедна и невероятно благодарна, что ее выбрали на королевскую роль. Мадам де При радостно потирала ручки. Она обеспечила себе замечательное положение во Франции на ближайшие десятилетия…

Но мадам де При недооценила своих противников. На самом деле, ее повелительный тон, с которым она разговаривала, ее стремление быть выше всех и вся раздражали очень многих. Жанна перешла дорожку не одному политику, пока легкими шажками поднималась по лестнице славы.

Началась придворная интрига, в которой молодая женщина проиграла. Кардинал де Флери утвердился во власти, от принца Конде потребовали отправиться в поместье Шантийи, а маркизу отослали в замок Курбепин.


Почти восемь лет она радовалась своим приумножающимся успехам. Два года оставалась ближайшей подругой Марии Лещинской, королевы Франции. И такой быстрый и бесславный конец! А ведь ей было всего двадцать восемь, столько всего она еще могла достичь…

«Мадам де При не сумела съесть слишком большой кусок», — насмешливо отзывались в Бельсба, где еще недавно рукоплескали очаровательной Жанне.

Замок Курбепин принадлежал семье ее мужа, и эти места никогда не нравились мадам де При. Запертая в четырех стенах, она предалась унынию. И в какой-то момент погорячилась. 7 октября 1727 года Жанны не стало. Этот выбор она сделала сама.



0 коммент.: