Bceвoлoд Caнaeв. Жaлeл, чтo ни paзу нe пpишлocь в фильмe cпeть
Bceвoлoд Caнaeв. Жaлeл, чтo ни paзу нe пpишлocь в фильмe cпeть
Всеволод Санаев родился в 1912 году в Туле, в большой многодетной семье. В школе учился неважно, поэтому отец отправил его на Тульскую гармонную фабрику работать сборщиком гармоней.
Всеволод так хорошо освоил мастерство, что к шестнадцати годам у него было уже два своих ученика. Он не помышлял ни о театре, ни о музыке. Но вот приехал в Тулу с гастролями Московский Художественный театр, Санаев попал на постановку «Дяди Вани». Спектакль произвел на него ошеломляющее впечатление, и Всеволод стал заядлым участником самодеятельного театра «Серп и молот». Он понял, что театр — его стезя и предпринял несколько попыток поступления в драматическую студию, пока не добился успеха. В 1930—1931 годах служил артистом вспомогательного состава Тульского театра при Патронном заводе, в 1931—1932 годах — актером Тульского театра драмы им. М. Горького.
Он мечтал покорить Москву, и на протяжении двух лет учился на рабфаке, далее поступил в Учебно-театральный комбинат (ГИТИС), попал на курс Н. Плотникова. После окончания ГИТИСа Всеволод Санаев был принят в труппу МХАТа. Но среди корифеев сцены ролей для молодого артиста было немного. А у него были амбиции. И он отправился покорять кино.
Сначала была эпизодическая роль в фильме «Волга-Волга», потом он сыграл в картине Пырьева «Любимая девушка» ( в этом фильме прекрасно сыграли бывшая мхатовка Марина Ладынина и Фаина Раневская), в фильме «Сердца четырех», «Иван Никулин — русский матрос».
В 1943 году поступил в театр им. Моссовета, но проработал там недолго и снова вернулся во МХАТ. Принимал участие в постановках: «Горе от ума» (А. С. Грибоедова), «Любовь Яровая» (К. А. Тренева), «Гроза» (А. Н. Островского), «Воскресенье» — (Л. Н. Толстого), «На дне» (М. Горького), «Молодая гвардия» (А. А. Фадеева), «Бедность не порок» (А.Н. Островского) и других.
К этому времени он уже был женат. В эвакуации в Алма-Ате, куда направили жену Санаева Лидию Гончаренко, заболел дифтеритом и корью двухлетний сын. Заболел и умер. Лидия была вне себя от горя. Она не могла больше оставаться в Казахстане и отправилась к мужу в Москву.
Они встретились в Борисоглебске, и через десять месяцев в Куйбышеве родилась дочь Елена. После смерти первенца Лидия буквально «тряслась» над девочкой, носила ее на руках в прямом и переносном смысле слова.
Дочь росла капризной и непослушной. Однажды она заболела гепатитом. Мать не спала ночами, кормила ребенка по часам, не отходила от кроватки. Едва оправилась от болезни дочери — новая напасть.
Первый инфаркт настиг Всеволода Санаева очень рано. Лидия боролась за здоровье супруга изо всех сил. Он поправился, восстановился, стал снова сниматься и работать в театре — она неосторожно рассказала на кухне политический анекдот.
Об этом кто-то из соседей донес, в квартиру Санаевых пришла проверка из компетентных органов. После этого у Лидии Санаевой развилась паранойя, она лечилась в специальной клинике.
Оставить жену Санаев не мог и не хотел, он готов был носить ее на руках и кормить с ложечки. Об обстановке в доме, о своей неуравновешенной бабушке написал внук Санаева, Павел в произведении «Похороните меня за плинтусом».
В 1956 году артист решил уйти из МХАТа, теперь уже навсегда. Когда он подавал заявление об уходе, Алла Тарасова, выполнявшая роль директора, произнесла: «К сожалению, Севочка, вы, наверное, правы: пока мхатовские корифеи живы, они вам ничего играть не дадут». И Всеволод перешел в театр киноактера.
В кино он всегда был очень востребован — его снова пригласил Герасимов в фильм «Сельский врач», потом последовали фильмы «Возвращение Ивана Бортникова», «Верные друзья», «Разные судьбы», «На дорогах войны», «Взрослые дети», «Оптимистическая трагедия». Артист становился старше, благообразнее, он был очень востребован в кино.
Как-то раз Санаева пригласил в кино Василий Шукшин, в фильме «Живет такой парень» он выступил сценаристом и режиссером. Актер отказался. Но посмотрев фильм, понял, что Шукшин — «его» режиссер.
И больше не отказывался ни от одного предложения, он с удовольствием сыграл в Ермолая Воеводина в фильме «Ваш сын и брат», (1965).
Затем последовали Матвей Рязанцев в «Странных людях» (1969) и Степан Федорович в комедии «Печки-лавочки» (1972). Шукшин также планировал снять его в своем нереализованном фильме о Степане Разине.
Запоминающейся работой стала роль сыщика Зорина в трилогии «Возвращение Святого Луки»(1970), «Черный принц» (1973) и «Версия полковника Зорина» (1978).
Уютный советский детектив, где проницательный полковник Зорин, мудрый, спокойный профессионал, которому «давно пора на пенсию», расследует запутанные дела.
Последней картиной артиста стал фильм В. Меньшикова «Ширли-мырли» (1995). Актер переживал, что за всю жизнь так и не удалось сыграть комедйиную роль или спеть в фильме.
Всеволод Санаев умер через 10 месяцев после смерти жены, которую очень тяжело переживал, в 1996 году. Не смог жить без своей любимой Лидочки.
0 коммент.: