Зaбытый фильм Bлaдимиpa Бopткo пpo пoжилoгo идeaлиcтa
Зaбытый фильм Bлaдимиpa Бopткo пpo пoжилoгo идeaлиcтa
Для режиссёра Владимира Бортко мелодрама «Мой папа — идеалист» (1980) стала третьей работой и своего рода пробой пера в новом жанре. До этого он снял две серьёзных производственных драмы (отдельно посоветую «Комиссию по расследованию» 1979 года), а вот мелодраматических историй у него пока ещё не было.
В основе ленты — сценарий Аллы Соколовой. Её имя гремело уже несколько лет: Соколова в середине семидесятых написала пьесу «Фантазии Фарятьева», ставшую театральным, а чуть позже и кинохитом.
Сценарий утвердили на «Ленфильме» и отдали Бортко.
В фильме «Мой папа — идеалист» под новым углом рассматривается проблема отцов и детей.
И на главные роли режиссёр пригласил двух известнейших актёров разных поколений, представителей двух творческих школ, ленинградской и московской. Отца, того самого идеалиста, романтика, верящего в добро, сыграл Владислав Стржельчик.
Актёру тут пришлось стать в каком-то смысле самим собой:
герой Стржельчика, Сергей Петров, — актёр музыкального театра, живущий профессией и ставящий службу в театре выше всего.
А его сына Бориса, прагматичного врача-реаниматолога, который часто подначивает отца и порой даже зло, изобразил Юрий Богатырёв. И тут нельзя не заметить, что
характеры героев словно вывернуты: пожилой отец по-юношески восторжен, влюблён в мир, верит, что злых людей нет и хочет видеть вокруг прекрасное.
Сын же куда взрослее, жёстче, объективнее. Он отчётливо разделяет мечты и реальность, замечает неправду и лицемерие и обитает в буднях, а не в фантазиях. Наталья Варлей, сыгравшую тут главную женскую роль, позже рассказывала:
«Посмотрев картину «Мой папа — идеалист», где мы снимались вместе с Юрой, мой друг-медик удивился, что в Юрином герое, молодом враче, есть именно та степень цинизма, которая только у молодых врачей и бывает»
Самой Наталье досталась роль молодой супруги Сергея Петрова Алёны, балерины, которая не чувствует себя реализованной в профессии. Но она искренне любит своего супруга, пытается создать уют в доме, за что тоже время от времени получает порцию недобрых шуток от возрастного пасынка (по сюжету Сергей, Борис и Алёна живут в одной квартире).
На роль приятеля Сергея Владимир Бортко позвал Владимира Рецептера, снявшегося в «Комиссии по расследованию», также тут можно увидеть однофамильцев Игоря Дмитриева и Ивана Дмитриева и Анатолия Равиковича, а в образе бывшей жены Сергея, матери Бориса, давно живущей в новом счастливом и обеспеченном браке появилась Ирина Скобцева.
А ещё одну из последних ролей в фильме «Мой папа — идеалист» сыграла Наталья Кустинская. Её слава давно померкла, режиссёры совсем перестали приглашать звёздную красавицу сниматься. Бортко же предложил Кустинской пусть эпизодическую, но красочную роль – актрисы, играющей Сильву в постановке театра, где служит Сергей.
Завершается история рождением сына Сергея и Алёны. Появление брата заставляет Бориса наконец-то сделать решительный шаг к любимой женщине,
которую он раньше, видимо, уговорил прервать беременность. В общем, всё намекает, что в жизни, идущей своим чередом, наступает светлая полоса.
Весной 1981 года зрители увидели третий фильм Владимира Бортко.
Нельзя сказать, что его приняли с восторгом, скорее, ровно и без эмоций,
хотя мелодрама преследовала цель противоположную — эмоции пробудить и напомнить, что чувства людей — это и есть благодатная основа жизни. Критики тоже равнодушно отнеслись к ленте, а некоторые даже поругивали её за некоторую витиеватость, надуманность ситуаций и скомканный финал.
Ну а спустя три года Владимир Бортко снимает по-настоящему громкий фильм, который и сегодня остаётся любимым, — комедию «Блондинка за углом» (1984). Именно эта комедия подарит режиссёру и славу, и популярность, но затмит предыдущие работы.
Кстати, в фильме «Мой папа – идеалист» есть любопытный эпизод, когда герой Юрия Богатырёва встречается с другом, тоже врачом. Тот сетует, что теперь
они стали бывшими друзьями, потому что живут поблизости, но не находят времени на встречи и общение. Считается, что разобщённость — проблема нынешнего века, ан нет — это было и сорок лет назад.
Вы давно с друзьями встречались?
0 коммент.: