Нaтaлья Дaнилoвa. Coздaл жe Бoг тaкую крacoту, чтo cлoвoм oпиcaть и нeвoзмoжнo…
Нaтaлья Дaнилoвa. Coздaл жe Бoг тaкую крacoту, чтo cлoвoм oпиcaть и нeвoзмoжнo…
Веду глазами, словно по холсту,
Душой гармонии касаясь осторожно…
Создал же Бог такую красоту,
Что словом описать и невозможно.
Написанное поэтом четверостишие как ничто лучше подходит к героине нашего повествования — Наталье Даниловой — одной из красивейших актрис России. Она ни на кого не похожа. С божественной красотой её сочетается интеллигентность, ум и огромный артистический талант. Вот уже много лет зрители любуются ею в кино.
А всё началось в 1968 году, когда начинающий режиссёр Игорь Масленников, создатель шерлокхолмсиады снимал детский фильм «Завтра, третье апреля…». Известный в будущем режиссёр тогда еще только входил в большое кино и в основном снимал детско-юношеские фильмы.
Первой его картиной был фильм «Личная жизнь Валентина Кузяева». Это была его вторая полнометражная картина. На роль главной героини Маши Гавриковой он выбрал 13-летнюю ленинградскую школьницу Наташу Данилову. Фильм получился отличный, и дети там сыграли все очень зрело. Одну из ролей, хулигана-старшеклассника сыграл юный Костя Райкин. А Наташа Данилова просто блеснула в своей роли. Еще тогда молодой режиссёр сказал наташиной маме, чтобы девочка ни о чём другом не помышляла кроме актёрской стези.
Маша Гаврикова. «Завтра, третье апреля…»
При том что Наташа в картине еще совсем не красавица. Угловатая школьница, с только формирующимися чертами и формами, больше напоминающая гадкого утёнка. Но Игорь Фёдорович Масленников уже тогда разглядел в этом утёнке будущего прекрасного лебедя.
Так и сталось. Наташа после школы поступила в ЛГИТМИК на курс А. Кацмана. Да сразу на второй курс. Видно, за былые заслуги взяли. Самое интересное, что Игорь Масленников после такого открытия, ни разу не снял актрису в своих известных фильмах, когда пришло его время в кино.
Но Наталья Данилова и без Масленникова ворвалась во взрослый кинематограф. Её природная красота, её талант сделали ей хороший старт. Через пять лет после начала своей взрослой карьеры в театре и кино её знала уже вся страна. Для этого ей надо было сыграть всего несколько ролей.
Сначала была небольшая роль Муси в фильме «Прыжок с крыши» в 1977 году. Тогда же актриса снялась в роли Тони Федотовой в фильме Александра Белинского «Старые друзья». Здесь у неё уже была главная роль. А потом была шекспировская «Комедия ошибок» и роль красавицы Люцианы.
«Прыжок с крыши». 1977 г. Муся.
Стоит честно сказать — фильм не очень удался. Сэкономили на декорациях, снимали всё на натуре в каких-то грузинских руинах-крепостях. Фильм получился не смешной, а какой-то мрачный. Многие актёры переигрывают. Особенно Ольга Антонова. М. Казаков с М. Кононовым играют хорошо, но режиссёр дал какое-то только ему известное трактование сюжета. Фильм украшает только Наталья Данилова. Она как алмаз в курятнике: неотразимо красива, спокойна и величественна.
Люциана. «Комедия ошибок». 1978 г.
Естественно, режиссёры, увидев актрису в таком несовременном обличии стали эксплуатировать Наталью как человека с лицом не из нашего времени. Сразу за «Комедией ошибок» последовали две по-настоящему звёздные роли: княгиня Зинаида Вольская в «Маленьких трагедиях» М. Швейцера, и Варенька Синичкина в «Месте встречи…»
До чего же хороша Н. Данилова в «Маленьких трагедиях». Просто глаз не оторвать. И сыграла она роль филигранно. С большим умением молчит в кадре, истинная аристократка. А платье с декольте? Да не каждая актриса так умеет в кадре носить такое открытое платье. От неё исходит столько женской, манящей силы и сексуальной энергии, что мурашки по спине бегут.
Княжна Зинаида Вольская. Ветреная особа. В которую влюблены многие.
«Маленькие трагедии» М. Швейцера стали настоящим явлением культуры того времени. В картине снимался весь цвет советского кино. Редкое слияние гениев: С. Юрского, И. Смоктуновского, Г. Тараторкина, В. Высоцкого с лучшими молодыми талантами конца 70-х: Н. Бурляевым, А. Трофимовым, А. Каюровым. И молодая Наталья Данилова в фильме блистает на уровне всех вышеназванных звёзд.
И наконец-то прозвучал в кадрах «Трагедий» её настоящий голос. Голос у актрисы особенный. Низкий, бархатный, аристократический. Он и вправду словно не её. Поэтому режиссёры очень часто переозвучивали актрису, подбирая голос повыше и позаливистей.
Вот во второй своей звёздной роли Вареньки Синичкиной, Говорухин подарил Н. Даниловой голос Натальи Рычаговой. Он такой заливисто-колокольчиковый, что бьёт по ушам. Поскольку этот фильм часто показывали на наших экранах, то у всех голос Н. Даниловой стал ассоциироваться именно с голосом Н. Рычаговой.
Вообще в картину она попала случайно, благодаря куче перестановок. Удовиченко назначенная Варенькой упросила режиссёра сыграть Маньку-Облигацию. Худсовет не утвердил ещё несколько кандидатур на эту роль. Даже Марина Влади, пробовалась на Вареньку. По большому счёту Даниловой просто заткнули дыру. А в итоге обессмертили её образ.
Младший сержант Синичкина. 1979 г.
Конечно было бы интересно послушать как бы Варенька говорила своим мощным контральто. А то и правда верещит как птичка-синичка. Хотя внешность-то достойна лебедино-журавлиного голоса.
Об этой картине и роли Вареньки понаписали наши тёти-блогерши кучу всякого страдально-слёзоречивого шлака. Да история и впрямь была непростая. Актриса после неудачного аборта, состоявшегося накануне съёмок, не могла иметь детей, а в фильме ей приходилось пеленать ребёнка, сюсюкать и прижимать его к своей груди. Актриса на съёмках была на грани обморока.
Тогда В. Высоцкий, который фактически исполнял в фильме роль второго режиссёра, отвёл её в сторонку, послал гонца в винный, и накатил ей целый стакан коньяку. А потом сказал Наташе: «Сейчас ты покажешь, что ты настоящая актриса, и сыграешь через не могу, все нужные дубли». И всё получилось лучше некуда.
Дальше С. Говорухин ещё и сохранил её героине жизнь. У Вайнеров Варенька гибнет. И что интересно, в кадрах фильма этот кадр есть. Когда её сбивает студебеккер. Но… вроде как бы это гибнет какая-то посторонняя девушка-милиционер.
Дальше пришли 80-е годы, и Наталья Юрьевна Данилова безостановочно играла в кино. Никак нельзя сказать, что она в кино не состоялась. Ролей было предостаточно, режиссёры в очередь записывались. Причём роли были разноплановые. Конечно, большей частью это были всякие персонажи не из нашего времени, но актриса прекрасно играла на экране и современниц.
Замечательно она сыграла в музыкальном фильме «Казначейша» в 1980 году. Тогда же на экраны вышел фильм «Кто заплатит за удачу», где Наталья сыграла роль подпольщицы Антонины Чумак.
«Казначейша». 1980 г.
Антонина Чумак. «Кто заплатит за удачу»
Великолепно сыграла актриса в двух экранизациях, в 1983 году. Бесподобно красива она в роли Пэт Фортескью в «Тайне «Чёрных дроздов»». А сколько тайной силы, скрытых чувств она показала в роли тургеневской Анны Сергеевны Одинцовой, в экранизации «Отцов и детей». Фильм вообще получился очень достойным. Актриса на съёмках опять встретилась со своим Володей Шараповым. Правда любви они уже не показывали здесь.
Анна Сергеевна Одинцова. «Отцы и дети». 1983 г.
Весьма запоминающаяся работа у актрисы была и в «Человеке-невидимке». Её Джейн — само женское совершенство. Партнёром Н. Даниловой был Андрей Харитонов, как и в «Дроздах». Они вообще вдвоём смотрелись в кадре просто божественно. Два красивейших лица своего поколения.
Большое количество телеспектаклей тогда снимали в Ленинграде. И Наталья Данилова сыграла почти в десятке таких телепостановок. Причем половина ролей были главными. Партнерами её там были известные артисты Ленинграда: А. Хочинский, Н. Иванов, Ю. Демич. Слава Богу, многие из них сохранились. Перечислять её роли в 80-е годы и в начале 90-х можно долго.
***
Впрочем, кино кином, но у актрисы было ещё, ох какое театральное бытие. Сразу после института, её взял в БДТ Г.А. Товстоногов. Этот факт прежде всего говорит, что мэтр взял её за талант. Товстоногов на пустую красоту не покупался. Хотя она была распределена в Махачкалу. Возможно, уедь она туда и мог пойти совсем другой сценарий её карьеры. Но Товстоногов выдернул актрису к себе. Она, как и Ю. Демич были у него в любимчиках. Молодую актрису Георгий Александрович нагрузил ролями в театре, и она в отличии от многих молодых не сидела на «кушать подано» в его великом театре.
Махачкала, как место работы, была выбрана не случайно. Еще студенткой, Наталья Данилова вышла замуж за талантливого режиссёра, уроженца Дагестана, Асхаба Абакарова. Многие зрители помнят его незаурядную внешность по роли художника Перкинса в фильме «Приключение принца Флоризеля». Это он показывает авангардный портрет Клетчатого.
Асхаб Абакаров. Перкинс. «Приключения принца Флоризеля». 1979 г.
Супруги прожили 10 счастливых лет, но в 1985 году Асхаб, снимая в Дагестане свой кинофильм разбился на машине. Причём интересно, что он поехал ночью в глухой аул, где съёмочная группа забыла накануне большую бороду главного героя. Вот так поездка за бородой стоила ему жизни.
Наталья Юрьевна была настолько верна своему театральному учителю Г.А. Товстоногову, что после его смерти в 1989 году, поняла, что она органически не может находиться в театре. Она еще через силу играла три года в БДТ, а в 1992 году пришла к К. Лаврову сразу с двумя заявлениями. В случае, если бы он порвал первое, она бы тут же достала второе. Но К. Лавров довольно легко её отпустил.
«Пиквикский клуб». 1986 г. Арабелла Эллен.
Тогда в великом театре вообще был серьезный кризис. Старики бились до последнего за роли и свой статус, молодёжь уходила из театра. Ушли (точней «ушли») Ю. Дёмич, Ю. Стоянов. Ушла и Наталья Данилова. Поработав еще пару сезонов в «Приюте комедиантов», где актриса прославилась одной единственной ролью в спектакле «Медея», Н. Данилова вообще исчезла из театральной жизни Петербурга.
Кстати, именно Юрий Демич, с которым Наталья Данилова переиграла кучу совместных ролей в БДТ и в телепостановках, познакомил её с художником Сергеем, который был его другом. Сергей был давно влюблён в Н. Данилову. Вскоре они стали мужем и женой. Все кто знал их обоих утверждали, что это была крепкая семейная пара.
Наступил непростой для актрисы период в 90-е годы. Вот тут-то и спас её удивительный голос. Она стала невероятно много работать на озвучке. Её низкий бархатный тембр прекрасно подходил под озвучку мексиканских Хуанит, Альфонсин, Кончит и всяких голливудских, мультяшных уродцев, ведьм и колдуний. Работы было через край. Актриса за 6 лет смогла накопить себе на трехкомнатную квартиру в старом Петербурге.
В 21 век актриса вошла неплохо. Её опять потянуло в театр. Наталья стала актрисой Театра им. В. Комиссаржевской. И сразу сыграла роль Настасьи Филипповны. И стоит сказать в 46 лет выглядела очень убедительно в этой роли.
«Повесть непогашенной луны». 1992 год. София. Шикарная роль Н. Даниловой.
Вернулась актриса и в кино после большой паузы. После «Повести непогашенной луны», 1992 года, где она шикарно играет главную роль, и говорит своим низким тембром, она почти не играла в кино. Но наше сериальное время не прошло мимо неё. В целом — опять те же типажи: княгини, графини, немолодые красавицы и проч.
Княгиня Щербатова. «Империя под ударом». 2000 г.
В последнее семилетие Наталья Юрьевна отметилась сильными ролями в кино. Роль матери Эдуарда Стрельцова в сериале «Под знаком Стрельца» сыграна ей зло и сильно. Анна в сериале «Чума», Верона в «Беловодье». А какая изысканная графиня Кирсанова у нее получилась в «Крыльях империи»!
Софья Фроловна. Мать Эдуарда Стрельцова. 2015 год.
Единственно, что удручает актрису — это потери. Умер любимый муж Сергей, умерла мама, которая играла большую роль в её жизни, в прошлом году умер отец Юрий Алексеевич Мочанов, доктор исторических наук. Сама актриса говорит, что даже кошку или собаку заводить не хочет. Умрёт — опять потеря…
Из всей родни, остался сводный брат, известный автогонщик Алексей Мочанов, который осел на Украине и майданствует там. Она с ним не особо общается.
Красота и харизма Даниловой, есть национальное достояние. Таких актрис как она единицы. И сложно понять и головой, и сердцем, почему её всё же обходят наши власть имущие. Она еще до сих пор только заслуженная артистка РСФСР. Это звание она получила еще при советской власти. Из всех заслуг только бронзовая статуэтка «Петрополь», полученная ей в 2001 году.
«Чума». Анна. 2016 г.
Это просто кощунство — обходить стороной такой природный, самородный талант и такую актёрскую элитарность в нашем сценическом искусстве.
Хоть и прошло то время, когда феи стыдливо отводили свой взор взирая на красоту молодой Натальи. Но актриса и сейчас по-прежнему божественно красива. Только эта красота уже какая-то омудрённая. Очень хотелось бы, чтобы у нее всё было хорошо, чтобы остаток жизни прошёл у нее в творческой востребованности, и чтобы актриса получила всё что она заслуживает. А зрительская любовь у неё есть и она поистине огромна.
0 коммент.: