Людмилa Мapчeнкo и Ивaн Пыpьeв. Нe вce тaк oднoзнaчнo
Людмилa Мapчeнкo и Ивaн Пыpьeв. Нe вce тaк oднoзнaчнo
Людмила Марченко – известная советская киноактриса, ставшая заложницей чувств всемогущего режиссера. Иван Александрович Пырьев, не добившись расположения юной красавицы, в один момент запретил коллегам ее снимать. Это стало началом конца карьеры артистки, вся жизнь которой после этого пошла под откос.
Именно так принято сегодня преподносить историю любви злого Пырьева к несчастной юной актрисе Марченко. Но, как говорится, не все так однозначно.
Яркая советская актриса, звезда фильмов «Отчий дом», «Белые ночи», «Стряпуха» и других имела весьма бурную личную жизнь.
А началось все еще в 1959 году, когда на экраны страны вышел дебютный фильм Марченко – «Отчий дом», где она великолепно сыграла главную роль.
За нетипичную для советского экрана красоту Людмилу Марченко стали называть «советской Одри Хепберн». Однако такая внешность, открыв дорогу к славе, одновременно и стала причиной пристального внимания всевозможных начальников от искусства, что только добавило проблем артистке в жизни.
Именно дебют в картине «Отчий дом» обратил на нее внимание мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева. Увидев впервые Людмилу, уважаемый народом и обласканный властями режиссер влюбился в нее с первого взгляда и, как показало время, это было не простое быстропроходящее увлечение. Девятнадцатилетняя курносая девчонка навсегда «поселилась» в сердце далеко не молодого мужчины.
Надеясь на взаимность, Иван Пырьев дает своей избраннице главную роль Настеньки в фильме «Белые ночи» (1959). Людмила Марченко была принята без всяких проб.
После премьеры юная актриса проснулась знаменитой на весь Советский Союз и моментально завоевала любовь зрителей. Ее узнавали на улицах, ей приходили мешки писем от поклонников, во всех киосках были ее фотографии.
Знала ли тогда юная актриса за какие такие небывалые таланты ей так легко досталась заглавная роль в фильме именитого режиссера?
Наверняка. Ведь к тому времени Иван Пырьев совершенно не скрывал своих чувств. Более того, он ушел от жены из-за этой девушки, несмотря на почти 40-летнюю разницу в возрасте. А ведь с Мариной Ладыниной Пырьева связывали 20 лет близких и теплых отношений и сын, хотя брак они оформили только в 1955 году.
Конечно, Людмиле импонировало, что в нее влюбился известный и влиятельный режиссер, но из-за большой разницы в возрасте молодая девушка ответила отказом.
И пока Иван Александрович строил планы о свадьбе с Марченко, на съемках «Белых ночей» актриса влюбилась в партнера по картине Олега Стриженова.
Чувства оказались взаимными, но влюбленным приходилось скрывать свои встречи, так как мужчина был женат. Марченко приглашала Стриженова к себе в квартиру, которую, внимание! снял для Марченко… Пырьев.
Только мэтр думал, что это поможет ему добиться расположения молодой актрисы, но вышло иначе. Тогда она еще не знала, к чему приведет этот выбор. Неискушенная в любви Людмила вскоре забеременела, но рождение ребенка в планы молодых людей не входило.
Посоветовавшись, они оба пришли к мнению, что развод Олега ничего хорошего им не принесет. Жить им было не где, да и не хотелось портить удачно начинающуюся карьеру. Они приняли общее решение прервать беременность. Идти в больницу Марченко побоялась, обратилась к бабке, которая проводила процедуры на дому.
И все же актриса верила, что ее возлюбленный скоро разведется. Но этого так и не произошло. А вот у Людмилы Марченко детей больше быть не могло.
Как пишет ее родная сестра Галина Марченко: «Детей у сестры не было, и это стало одной из причин, сломавших ей жизнь. А главную роль женщины, роль матери, ей, к сожалению, сыграть не пришлось. Не стало у нее ребенка, и любовь улетучилась так же быстро, как и возникла…»
Узнав, что роман Людмилы и Олега закончен бесповоротно, Иван Александрович возобновил с удвоенной силой свои ухаживания, но девушка была непреклонна. Она отказывала Пырьеву, мотивируя это огромной разницей в возрасте, ведь ее пылкий поклонник был сверстником ее дедушки.
Однако режиссер не собирался отступать. Чтобы заручиться поддержкой родителей своей избранницы Пырьев отправился свататься к ее матери. Седовласый жених объявил растерявшейся женщине о том, что намерен после развода сразу же расписаться с Люнечкой.
Пырьев клялся в том, что сделает ее счастливой, бросив к ее ногам все свое богатство и все связи. Он убеждал, что откроет перед молодой актрисой дверь в иную жизнь, в которой она не будет ни в чем нуждаться.
Но мать Людмилы не одобрила такого жениха для своей красавицы и выставила его за дверь.
Месть Пырьева была жестокой. Он дал отмашку, чтобы режиссеры перестали снимать Марченко. Иван Александрович хотел, чтобы девушка пришла к нему с просьбой о помощи.
Неожиданно для всех, Людмила вышла замуж за Владимира Вербенко. Он был сыном директора Агентства печати «Новости» и не имел никакого отношения к искусству – учился в МГИМО.
Супруг очень ревновал актрису к партнерам по площадке.
И его подозрения не были случайны. В какой момент Марченко начала встречаться с Пырьевым. Вряд ли она по-настоящему любила его. Возможно, она поняла, что Пырьев не шутил и сделает все, чтобы погубить ее карьеру навсегда. А, может, актрису сразила та настойчивость, с которой мэтр за ней ухаживал.
Иной раз он ждал ее на морозе, прохаживаясь всю ночь по Малому Демидовскому переулку либо просиживая в своей машине по тому же адресу. Он заваливал ее цветами, водил в лучшие столичные рестораны и, главное, ни от кого не таился. Когда летом 1962 года Марченко снималась в Эстонии в фильме «Мой младший брат», Пырьев приехал туда и прожил почти две недели на глазах у всей съемочной группы.
И отныне вместо «наша Одри Хепберн» в киношных кругах за Марченко закрепилось другое прозвище – «наша Пырченко».
Брак с Вербенко просуществовал всего год. Молодой человек не выдержал и подал на развод.
Летом 1963 года Марченко окончила ВГИК и была зачислена в Театр-студию киноактера. А в начале следующего года она окончательно порвала с Пырьевым, поскольку уже была влюблена в другого человека – геолога Владимира Березина.
Когда Пырьев узнал об этом, он устроил скандал – в отсутствие актрисы вломился в ее квартиру у метро «Аэропорт» и переломал там чуть ли не всю мебель, а также забрал с собой все вещи, которые он дарил ей все эти годы: посуду, обувь, одежду. Выходка Пырьева не испугала Марченко, а только утвердила в желании порвать с режиссером раз и навсегда.
На протяжении нескольких лет супруги жили душа в душу. В их доме часто собирались друзья, Людмила не могла долго обходиться без общения.
А через 3 года совместной жизни, вернувшись из командировки, Валентин узнал от «доброжелателей», что его супруга тайно встречается с Пырьевым. Он сильно избил Марченко. Настолько, что ее лицо было невозможно узнать. В больнице врачам удалось спасти жизнь несчастной, но ее красивую внешность вернуть было невозможно.
На тот момент актрисе было всего 26 лет и ей предстояло жить дальше со шрамами, с изорванными губами и изуродованным подбородком. Березин уговорил Людмилу не заявлять на него, женщина согласилась и сказала всем, что попала в аварию.
Актриса выстояла и не опустила руки. Она даже снималась в кино, только роли ее были эпизодическими. В картине «Разведчики» она сыграла Мари, в «Цыганах» ей досталась роль жены Будулая, а в фильме «Человек бросает якорь» — роль Ниночки.
Закат советской Одри
После того, как благосклонность Ивана Пырьева сошла на нет, поток интересных ролей тоже иссяк. Марченко не понимала, что происходит: еще вчера Гайдай пробовал ее на роль Нины в «Кавказской пленнице», а сегодня именитые режиссеры отказывают один за другим.
В начале 70-х звезду перестали брать даже в эпизоды. Именно поэтому она на несколько лет ушла из кино. В этот период обострилась и алкогольная зависимость. Тогдашний возлюбленный Виталий Войтенко пытался избавить Марченко от депрессии. Он даже нашел пластических хирургов, которые пообещали актрисе избавить ее от жутких шрамов на лице. Однако врачебное вмешательство оказалось неудачным.
Последней любовью артистки стал художник-иллюстратор Сергей Соколов. В тот период Марченко совсем не снималась в кино. Она часто выпивала, и казалось, что былого успеха достичь уже не получится.
В 1982 году у Людмилы Васильевны появился шанс исправить прежние ошибки: ее пригласили работать ассистентом режиссера. Воодушевленная актриса начала часто появляться на студии, общаться с молодыми и перспективными артистами. Однако внезапная смерть мужа от сердечного приступа окончательно сломила Марченко.
«Людмила однажды сказала: «Что мне этот кинематограф дал? Я с изуродованным лицом, без детей, без денег. Лучше бы я воспитательницей в детском саду работала!» К сожалению, вытянуть в молодости счастливый билет еще не означает выиграть настоящее счастье, даже если ты красива и талантлива как Одри Хепберн», — рассказала сестра звезды.
Последняя любовь Пырьева
Последней музой великого режиссера стала молоденькая актриса Лионелла Скирда. Она стала его законной супругой, сыграла в фильмах Пырьева «Свет далекой звезды» и «Братья Карамазовы» и до конца дней Ивана Александровича была ему очень предана. По удивительному стечению обстоятельств, позднее Лионелла вышла замуж за актера Олега Стриженова, с которым живет до сих пор.
P.S. Говорят история не знает сослагательного наклонения. Но все же… Если бы Людмила Марченко вышла замуж за безусловно талантливого режиссера и пылкого мужчины Ивана Пырьева? Как сложилась бы ее жизнь? Возможно, она снималась бы до конца своих дней, никогда не получила бы тех моральных и физических травм, которые нанесли актрисе ее мужчины. Но это уже история…
0 коммент.: