7 пopтpeтoв Нaтaльи Гoнчapoвoй (Пушкинoй, Лaнcкoй). Кaк пpeoбpaжaлacь жeнa пoэтa пo гoдaм
7 пopтpeтoв Нaтaльи Гoнчapoвoй (Пушкинoй, Лaнcкoй). Кaк пpeoбpaжaлacь жeнa пoэтa пo гoдaм
Наталью Николаевну принято считать потрясающе красивой женщиной и я с этим согласна. Каково же было мое удивление, когда изучая ее портреты, я узнала, что далеко не все люди так считали. Например, Брюллов (известный наш художник) очень оскорбительно о ней отозвался. Но обо всем по порядку.
Самый ранний и, пожалуй, единственный (больше о других портретах неизвестно) детский портрет Натальи Гончаровой принадлежит кисти неизвестного художника. Маленькой Наташе на нем шесть-семь лет. Рисунок выполнен акварелью.
Практически все портреты Натальи Николаевны писались после смерти Пушкина, в пору ее вдовства и повторного замужества.
Следующая известная картина с Натальей Николаевной принадлежит кисти Александра Брюллова. Писалась в 1831–1832 годах.
Александр Брюллов — является братом известного художника Карла Брюллова. Интересен тот момент, что первоначально Александр Сергеевич Пушкин очень желал, чтобы его жену нарисовал Карл Брюллов. Он даже писал Наталье:
«…Я уже успел посетить Брюллова. Я нашёл его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живёт. Он очень мне понравился… У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…».
Карл Брюллов был весьма прямолинейной личностью. Нельзя было просто заплатить ему денег и получить портрет. Нет. Он писал картины, лишь симпатичных внешне ему людей. Наталья Николаевна ему не понравилась, он посчитал ее дурнушкой. Как рассказывал племянник художника:
«глянул наметанным глазом и заартачился писать, ссылаясь на то, будто бы она косая!»
В итоге, за картину принялся брат Брюллова и картина получилась восхитительная, до сих пор завораживает взгляды людей. Наталье на полотне 19 лет и она ждет ребенка.
Следующая картина (не одна даже, а две) принадлежит кисти Владимира Ивановича Гау. Написана в 1842–1843 годах.
Владимир Иванович Гау являлся мастером акварельной портретной живописи. На период вдовства Натальи Николаевны, ее поддерживал и опекал старый друг семьи Пётр Вяземский. Именно он и заказал у художника Гау серию портретов Натальи.
На этом портрете Наталье 31 год. Она все еще очень хороша собой и выглядит моложе своего возраста. Неудивительно, что мужчины млеют от восторга в ее присутствии.
Кстати, с начала 1843 года вдова Пушкина начала появляться при дворе, но ей это не нравилось. Спустя время, она поделится со своим вторым мужем впечатлением о дворе:
«Втираться в интимные придворные круги — ты знаешь моё к тому отвращение; я боюсь оказаться не на своём месте и подвергнуться какому-нибудь унижению.»
Еще один портрет Натальи Николаевны, но уже ставшей Ланской. Писал Гау в 1844 году.
Зимой 1844 года Наталья Николаевна познакомилась с Петром Петровичем Ланским, а весной он сделал ей предложение. Она согласилась. Семь лет вдовства и вот он новый брак.
На портрете на нас смотрит спокойная и красивая женщина. Ее классическая красота прекрасно сочетается с хрупкостью и мудростью.
В браке с Ланским Наталья Николаевна родила трёх дочерей: Александру, Софью и Елизавету.
Этот портрет был написан, когда Наталье исполнилось 37 лет. На тот момент она уже была матерью семерых детей.
История создания портрета гласит, что Наталья Николаевна была некоторое время в разлуке с мужем, и чтобы сделать ему приятное, она решила отправить ему свое изображение. Макаров в то время работал над портретами ее детей и согласился еще сделать ее портрет.
Картина создавалась по дагерротипу (ранний фотографический процесс). Художник сделал портрет в три сеанса и подарил его Наталье Николаевне, отказавшись брать деньги, мол, это будет его подарок Ланскому, с которым он находился в приятельских отношениях.
Сейчас портрет хранится в Петербурге в музее-квартире Пушкина.
На этом полотне Наталье Николаевне неполных 45 лет. С художником договаривалась старшая дочь Мария, чуть позже Наталья Николаевна полушутя напишет мужу:
«…он (Лаш), вероятно, вообразил, что ему придётся перенести на полотно лицо доброй, толстой старой маменьки, и когда зашла речь о том, в каком мне быть туалете, он посоветовал надеть закрытое платье».
Лаш создал картину за месяц.
Продолжительное время про полотно не было известий, а потом его принесли в Русский музей для освидетельствования и подтверждения авторства Карла Лаша. Сомнений в авторстве не оказалось, так что все подтверждено.
Ну, и напоследок выложу не картину, а фотографию Натальи Николаевны. Одну из последних. Начало 1860-х г.
В последние годы жизни здоровье Натальи Николаевны сильно пошатнулось. Как начиналась весна, она начинала мучиться от дурного, изматывающего кашля. Врачи рекомендовали поправлять свое здоровье на курортах, она внимала их советам и выполняла. Возможно, она бы и укрепила здоровье, но к физическим недомоганиям добавились душевные переживания за дочь Наталью, решившую разводиться с мужем.
В 1863 году Наталья Николаевна простудилась и больше оправиться не смогла. Иммунитет не справился. Ее не стало в 51 год. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
0 коммент.: