Фильм «Тpoe в лoдкe, нe cчитaя coбaки»: кaк Шиpвиндт вcex coгpeл, a Миpoнoв вoзнeнaвидeл pыбaлку
Фильм «Тpoe в лoдкe, нe cчитaя coбaки»: кaк Шиpвиндт вcex coгpeл, a Миpoнoв вoзнeнaвидeл pыбaлку
В 1979 году на советские экраны вышла забавная и немного непривычная для того времени комедия Наума Бирмана по сценарию Семена Лунгина «Трое в лодке, не считая собаки», снятая по одноименной повести писателя Джерома К. Джерома, которая написана в 19 столетии.
О чем повествует сюжет этого фильма: трое англичан, трое друзей Джи, Джордж и Харрис решают начать путешествие на лодке по реке Темза. Они сами устанавливают общие правила – никаких романов и увлечений, на первом месте – мужская дружба.
Вместе с друзьями в путешествие отправляется милый и преданный пес — фокстерьер Монморанси.
Конечно, первым препятствием на пути трех друзей становятся три милых леди – Энн, Эмили и Патриция, также путешествующие по реке. Вначале мужчины упорно не собираются знакомиться с дамами, однако деваться некуда, и теперь уже они вместе попадают в комичные ситуации, а потом влюбляются.
Это произведение заинтересовало сценариста Семена Лунгина в начале 70-х годов, он ввел в сюжет любовную линию. Готовый сценарий пылился на «Ленфильме» пять лет, потому что никто не видел в этом сюжете даже намека на какую-то идейность.
В 1978 году режиссер Наум Бирман решил снять добрую комедию. Фронтовик умел снимать военные фильмы и комедии.
Как правило, он их чередовал: так, за фильмом «Хроники пикирующего бомбардировщика» следовала «Волшебная флейта». Сам Бирман говорил, что на военных кинолентах он работал, а на комедиях отдыхал.
Как создать добрую атмосферу в фильме? Конечно, написать хороших песен, пригласить известных актеров и взять интересный сюжет.
Сюжет был готов, а вот песни пришлось сочинять с нуля, это дело поручили композитору Александру Колкеру и поэту Киму Рыжову, которые создали 11 композиций.
В фильм без проб утвердили давних друзей и коллег – Александра Ширвиндта, Михаила Державина и Андрея Миронова. Правда, Ширвиндт дал согласие не сразу: литературная первооснова ему казалась невыразительной.
Миронова просили придерживаться сценария в главной роли, но разрешили импровизировать во второстепенных, а их тут у него несколько – дядюшка Поджер, миссис Байкли, хозяин трактира и его посетитель.
Роли красавиц в фильме исполнили Лариса Голубкина, Ирина Мазуркевич и Алина Покровская. Мазуркевич на тот момент было всего 19 лет, кстати, именно ей доверили грести веслами, потому что она ходила с отцом в походы и знала, как управлять лодкой.
Эпизодические роли в фильме получили Зиновий Гердт, Татьяна Пельтцер и Георгий Штиль.
Итак, собственно о съемках, которые проходили в 1978 году. Снимали под городом Советск Калининградской области, где есть две реки – Неман и Шешупе.
Самое неприятное для актеров было то, что летнюю жару приходилось изображать осенью, было довольно холодно, но, конечно, актеры были почти раздеты.
На этот счет у режиссера был свой выход, а у актеров — свой. Бирман приказал закупить грелки и наполнить их теплой водой, чтобы их можно было подложить под одежду, которая на актерах все-таки в минимальном количестве присутствовала.
Ширвиндт пошел дальше, он стал наполнять грелки коньяком, и процесс пошел быстрее. Процесс плавания и рыбалки помогало ускорить не только содержимое грелки, но и водолазы. Державин и Ширвиндт уважали рыбалку, а вот Миронов относился к ней очень прохладно.
Тогда Александр Анатольевич поговорил с водолазами, попросив их помочь. Актеры едва ли не силой притащили Андрея Александровича на рыбалку, закинули удочки и стал ждать. Да что такое! Клюет каждые пять минут»
— Ты посмотри, друг, какой занятие хорошее. Нервы лечит! – сказали коллеги Миронову.
Но тот к занятию этому доброй мыслью не проникся. Более того, когда узнал, что друзья его надули, и вовсе назвал занятие это бесполезной тратой времени.
Пса Монморанси играли сразу два «актера» Грех и Герцог. Первый позволял себя гладить и прекрасно смотрелся в «мирных сценах», а второй отличался неприступностью.
В этом лично убедился Александр Анатольевич Ширвиндт, которому животное прокусило палец. Зато именно этот пес отлично играл в сложных сценах, выполняя трюки.
Презентовали киноленту 4 мая 1979 года в Доме кино Ленинграда. Фильм тогда не «прогремел», как-то прохладно к нему отнеслись и критики, и зрители. Причина – сильное отступление от первоисточника.
Только через несколько лет в фильме зрители сделали акцент на актерской игре. И тогда киноленту «Трое в лодке, не считая собаки», признали классикой.
0 коммент.: