«Нe xoтeл тeбя будить, буду в нopкe вeчepoм». Иcтopия любви Aндpeя Миpoнoвa и Eкaтepины Гpaдoвoй
«Нe xoтeл тeбя будить, буду в нopкe вeчepoм». Иcтopия любви Aндpeя Миpoнoвa и Eкaтepины Гpaдoвoй
Он говорил, что увидел ее во сне, когда ему было 14 лет. Увидел - и понял, что будет искать ее всю жизнь, пока не найдет. Черноволосую, задумчивую, хрупкую девушку по имени Катя. И он нашел ее.
Кажется, что встреча Андрея Миронова с Екатериной Градовой была предначертана самой судьбой. Они должны были быть вместе, и они встретили друг друга. Встретили, чтобы расстаться.
Та самая Катя
Екатерина Градова родилась в Москве в 1946 году. Отец - известный советский архитектор, профессор, альпинист Георгий Александрович Градов. Мама - актриса Театра им. Гоголя Раиса Ивановна Градова.
Несмотря на то, что семья Екатерины относилась к советской элите, девушка с детства привыкла добиваться всего сама. Она самостоятельно, без какой-либо протекции, поступила в престижный Московский институт иностранных языков, затем - в Школу-студию МХАТ на курс В.П. Маркова.
Екатерина Градова в фильме "Семнадцать мгновений весны".
Еще будучи студенткой, Градова сыграла главную роль в постановке театра им. Маяковского "Таланты и поклонники". В 1970 году Екатерина стала актрисой Московского академического театра Сатиры, главной звездой которого был Андрей Александрович Миронов.
Миронову было 29 лет, Градовой - 24. Андрею сразу же приглянулась черноволосая скромная девушка, в которой он увидел ту самую Катю из своего детского сна.
"Единственный свет в вашем окне"
В молодости Андрей Миронов, чего греха таить, любил знаменитых женщин, которые у всех на слуху. Так, в 1963 году во время съемок в комедии "Три плюс два" 22-летний актер без памяти влюбился в признанную диву советского кино Наталью Фатееву. Если бы не подозрительность мамы Андрея Александровича, заподозрившую Фатееву в желании забрать семейную дачу Мироновых в Подмосковье, то влюбленность актера могла перерасти во что-то большее.
Однако, к 30 годам Миронов более-менее остепенился. Постоянно обжигаясь с женщинами а-ля Наталья Фатеева, ему хотелось семейного уюта рядом с девушкой, которую не забрасывают букетами цветов с записочками. Таковой ему казалась Екатерина Градова. В блестящее актерское будущее Кати Андрей не верил.
Миронов же был для девушки настоящим небожителем, "звездой", Фигаро, его настойчивое внимание и пугало ее, и льстило.
Однажды Миронов позвонил Екатерине, пригласил погулять. Девушка ответила, что очень занята. Андрей проявил настойчивость: "Мне нужно передать вам сценарий, это не займет много времени".
Она согласилась. Миронов приехал, но вместо сценария привез цветы. Екатерина и Андрей немного погуляли по Москве, поговорили о том о сем, сидя в машине.
Как рассказывали многие друзья Миронова, Андрею Александровичу было свойственно "буйство чувств". Будучи в детстве зажатым и вечно смущенным толстым мальчиком, он всю жизнь как будто наверстывал упущенное, играя в жизни в неистового Казанову.
Через неделю после памятной прогулки по Москве, Миронов заявился в квартиру актрисы со своим огромным фотопортретом-афишей с Мосфильма. Занавесил шторы, кнопками приколол портрет на шторы и сказал:
"Теперь это единственный свет в вашем окне".
Екатерина и ее мама были шокированы.
Полная машина цветов
Вскоре Миронов подкатил к дому Градовой на новенькой машине, полной цветов.
"Скупил весь магазин, - сообщил он, улыбаясь. - Продавщицы в ужасе".
Екатерина, все еще не веря в происходящее, поехала с Андреем "в ресторан", но привез он ее не в заведение общественного питания, а прямиком в ЗАГС.
"А что мы тут будем делать?" - спросила растерянная Градова.
"Заявление подавать".
"А ты у меня не хочешь спросить?".
"Не-а. Не хочу".
И заявление было подано.
Поставив свою подпись рядом с подписью Екатерины, Андрей, слегка побледнев, сказал:
«А теперь надо набрать в легкие воздух и поехать к маме».
"Здрасти, барышня"
Мама Андрея Миронова - это личность во всех смыслах легендарная. Во-первых, Мария Владимировна Миронова - знаменитая актриса, на счету которой множество знаковых ролей в кино, в театре, на телевидении. Во-вторых, мама Миронова прославилась своим мощным, граничащим с деспотизмом, влиянием на своего знаменитого сына.
Несмотря на то, что она сама была из очень хорошей семьи, Екатерине Градовой было очень страшно знакомиться с легендой советского кино. Да и сам Андрей находился в совершеннейшей прострации.
Вот как об этом тяжелом моменте своей жизни рассказывала позднее Екатерина Георгиевна:
"Он привел меня к маме и сам весь трясся. У Марии Владимировны была педикюрша, поэтому она держала ноги в тазу. „Здрасти, барышня“». Миронова не знала, что сын придет знакомить ее со своей избранницей. «Мама, это моя невеста». «Интересно, вчера ещё никакой невесты не было». Потом Мария Владимировна сказала: „Зиночка, почистите ноги теперь Кате". И меня посадили в этот таз. Я сидела как на Голгофе. Меня всю трясло, я нервничала».
Андрей зря боялся: Екатерина понравилась его матери. В отличие от Натальи Фатеевой, которую он когда-то также привел в свой дом. В Градовой Мария Владимировна увидела идеальную партию для Андрея: профессорская дочка, интеллигентная, хозяйственная девушка, без детей. И не такая вызывающе красивая, как Фатеева и другие увлечения Андрея.
В норке
30 ноября 1971 года состоялась свадьба. Андрей и Екатерина работали в одном месте - театре Сатиры, поэтому домой возвращались вдвоем.
На выходе из театра Андрея ждала толпа из 40-50 человек. Он останавливался, раздавал автографы, Екатерина же шла к машине и ждала мужа в автомобиле. Миронова такой расклад полностью устраивал.
Свадьба Андрея Миронова и Екатерины Градовой. Фото: общественное достояние.
В семейной жизни Андрей Александрович видел супругу в качестве хранительницы домашнего очага, или "норки", как он называл свой дом.
«Не хотел тебя будить, буду в норке вечером», - такие записки Миронов оставлял жене на холодильнике. Конечно, в них был и иной, более интимный, смысл.
Градова же, имевшая и собственные актерские амбиции, не хотела совсем забрасывать свою карьеру.
Радистка Кэт
В 1972 году Екатерина участвовала в пробах на роль в военной драме Станислава Ростоцкого "А зори здесь тихие". Андрей был не против: в конце концов, деньги семье не помешают. В этот фильм Градову не взяли, однако, на пробах ее заметила ассистентка режиссера Татьяны Лиозовой, которая в тот момент занималась подбором актеров для своего телефильма "Семнадцать мгновений весны". Татьяна Михайловна, лишь увидев Градову, поняла - вот она, радистка Кэт. Совместные пробы с Тихоновым лишь укрепили уверенность Лиозновой в правильном выборе.
После выхода сериала на экраны в 1973 году под окнами дома Миронова и Градовой стали дежурить поклонники. Подъезд был завален цветами, в почтовом ящике было столько писем, что они вываливались наружу. И вся эта зрительская любовь предназначалась не Андрею Александровичу, а Екатерине Георгиевне.
Андрей Миронов с поклонниками. Фото: общественное достояние.
И у театра ситуация решительно поменялась. Да, 40-50 поклонниц Миронова все также дежурили у входа, но вот Екатерину ждала целая толпа. Новые серии выходили каждый вечер, и возбужденные зрители приходили посмотреть на "радистку Кэт", спросить у нее, что будет в сериале дальше. Разумеется, среди поклонников Екатерины было множество симпатичных молодых людей.
Миронов сильно ревновал, говорил: "Я женился не на звезде". Он хотел, чтобы жена сидела дома, смотрела за детьми, учила языки (добившись финансового благополучия, актер хотел объехать с семьей весь мир).
Однажды Градову пригласили на пробы в фильм совместного производства СССР и Чехии. Андрей повез жену в аэропорт, откуда она должна была вылететь в Братиславу. По дороге он узнал, что в фильме планируется любовная сцена в снегу. Остановил машину.
«Если ты сейчас не вернешься домой и не позвонишь в группу, что никуда не едешь, все – эта дорога в один конец, Кутя. Никаких сцен в снегу не будет – ни здесь, ни там».
Эти слова Миронов повторил три раза. Градова не хотела терять роль, но все-таки сдалась. Андрей развернул машину, и они поехали домой.
"Поменять цветы в вазах"
В 1973 году в семье Андрея Миронова и Екатерины Градовой родилась девочка. Назвали Машей - Андрей с ранней юности мечтал, чтобы у него была дочка по имени Маша.
Рождение дочери, связанные с этим хлопоты, на некоторое время уменьшили напряжение в семье. Андрей был счастлив, возил семью на дачу, кормил жену клубникой с грядки.
Миронов обожал покой и порядок. Екатерина Георгиевна вспоминала:
Он говорил так: «Кутя, ведь мы говорим не о куртизанке? Мы говорим о женщине, жене, матери. А она должна первой встать, завести часы старинные, потом должна поменять воду в цветах в вазах». Научил меня, как ставить розы (снять кожицу, отрезать по косой стебель и раздвоить, чтобы лучше тянул. А если много роз, то положить их в ванную, наполненную водой). Потом выгулять собаку, зайти на рынок, если лето, купить свежие ягоды и сделать завтрак – геркулес с ягодами. А потом прийти и поцелуем разбудить мужа.
Конечно, соответствовать таким высоким "стандартам" Екатерине было трудно, но она старалась. Она посвятила себя мужу и дочери, забросила карьеру, не принимая после звездных "Семнадцати мгновений" ни одного предложения.
"Фигаро здесь, Фигаро там"
Увы, предъявляя к жене повышенные требования, Миронов не смог погасить собственной любвеобильности. Уже после рождения дочери он возобновил отношения с актрисой Театра Сатиры Ниной Корниенко, с которой у него раньше был бурный роман.
Некий "доброжелатель" отправил Екатерине анонимное письмо, в котором рассказал обо всем и даже указал адрес квартиры, в которой встречались Андрей и Нина.
Градова, все еще не веря в измену мужа, примчалась по указанному адресу и застала изменника с поличным. Увы, Екатерина не смогла сдержать себя и набросилась на Нину, вцепившись ей в волосы. "Фигаро" же тихонько покинул квартиру, прихватив одежду.
Актриса Нина Корниенко и Андрей Миронов в спектакле "Фигаро".
Это был страшный скандал, который обсуждала вся Москва. Тут же на свет Божий начали всплывать и другие "шалости" Андрея: Екатерина с ужасом узнала, что измена с Корниенко - не единственная.
Миронов умолял жену простить его, но Градова была непреклонна. Забрав свои вещи, Андрей покинул квартиру на улице Герцена.
Так закончился роман двух знаменитых советских актеров.
Впоследствии, уже после смерти Миронова от кровоизлияния в мозг, Екатерина Градова глубоко сожалела о разводе с ним и даже винила себя в том, что случилось с Андреем. Актриса корила себя в том, что была слишком большой собственницей и не нашла в себе сил простить мужа.
"Наши отношения были построены на пылкой, глубокой любви, очень интересной обоим. Мы развелись в 76-м году, прожив пять лет. И тем не менее взаимоотношения были любовные до самого конца, до его смерти".
0 коммент.: