Пoчeму Пeтp I cнимaл пepeд князeм Poмoдaнoвcким шляпу и никoгдa нa нeгo нe гнeвaлcя
Пoчeму Пeтp I cнимaл пepeд князeм Poмoдaнoвcким шляпу и никoгдa нa нeгo нe гнeвaлcя
Был в окружении Петра Великого человек, на которого царь никогда не держал зла и по собственной воле снимал перед ним шляпу. Звали его не Меншиков, а Фёдор Ромодановский. Давайте узнаем (или вспомним для тех, кто знал), чем этот знатный вельможа так угодил первому русскому императору. Итак.
Всешутейший и всепьянейший собор
Пётр Алексеевич Романов обладал подвижным, деятельным характером. Ему не свойственно было сидеть в одиночестве или праздно глазеть по сторонам. В основном Пётр Великий занимался государственными делами. Но иногда вместе с ближайшими друзьями он разыгрывал сцены, в которых превращался в "шкипера" или "бомбардира Петра Михайлова", а командовать "парадом" назначал других.
Из этой затеи и вырос со временем так называемый "сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор" во главе с "князем-кесарем", на каковую должность Пётр I посадил героя этой статьи - князя Фёдора Юрьевича Ромодановского. Уже в потешных войсках начала 1690-х годов Ромодановский фигурировал под именем "генералиссимуса Фридриха", так что шуточный титул короля - "князя-кесаря" был, видимо, дан ему не случайно. Как пишет историк Н.И. Павленко, все члены ближней "компании" Петра, включая императора, "считали себя подданными "князя-кесаря" и отдавали ему царские почести. В письмах царь называл Ромодановского не иначе как "Könih" или "Sir" и всякий раз в шутливой форме отчитывался перед ним о своих действиях".
Сохранился рассказ царского токаря А. Нартова о том, как однажды Пётр не снял шапку перед ехавшим мимо него по дороге "князем-кесарем". "Князюшка" вызвал царя "на ковёр" и, не вставши даже с кресла, отчитал его:
- Что за спесь, что за гордость! Уже Пётр Михайлов не снимает ныне кесарю и шляпы!"
И царь ему за это ничего не сделал, а, может быть даже, и извинился. Чем же князь Ромодановский заслужил такое отношение Петра?
Герб князей Ромодановских
Преданный и честный
Начать стоит с того, что Петр с детства знал этого человека и, видимо, уже тогда разглядел в Ромодановском черты, которые ему особенно импонировали. Ромодановский сопровождал Петра во всех затеях его юности, начиная с создания "потешных" полков и устройства баталий. Главной особенность Фёдора Ромодановского была его искренняя верность царю. Князь поддержал его в борьбе со старшей сестрой Софьей, и Пётр именно ему поручил охранять её в Новодевичьем монастыре.
Другая особенность Ромодановского заключалась в его редчайшей для современников Петра честности. Его руки, по словам Н.И. Павленко, "оказались безукоризненно чистыми, когда дело касалось государственной казны - он сохранил репутацию неподкупного человека, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве".
"Это последнее качество, - продолжает Н.И. Павленко, - позволило Ромодановскому сохранить расположение царя до конца своих дней".
Преображенский приказ розыскных дел
Немаскарадная работа
Наряду со своей маскарадной и "всешутейшей" должностью "князя-кесаря", которую придумал для него царь и которую в одну секунду мог отменить, у Фёдора Ромодановского имелись и другие, куда более серьёзные обязанности. Начиная с 1686 года и до самой смерти в сентябре 1717 года он был начальником Преображенского приказа розыскных дел, т.е. занимался политическим сыском. В этом качестве в 1698 году во время поездки Петра I в Европе с Великим Посольством Фёдор Ромодановский подавил стрелецкий бунт. Одной этой заслуги было достаточно, чтобы оценить верность царёва слуги.
Как писал о Ромодановском брауншвейгский немец Вебер:
"Он наказывал подсудимых, не спрашиваясь н у кого, и на его приговор жаловаться было бесполезно".
Сохранилась и другая, более саркастическая, характеристика Фёдора Ромодановского, данная тогдашним "диссидентом" князем Куракиным:
"Сей князь был характеру партикулярного: собою видом, как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян во все дни; но его величеству верной так был, что никто другой".
Дрессированные медведи
"Мишка" с чаркой
Князь Фёдор Юрьевич Ромодановский прожил до глубокой старости. Он умер на 78-м году жизни, будучи в царском фаворе и верно охраняя спокойствие Петра. До самой кончины "князь-кесарь" не расставался с пристрастием к вину. В своём доме князь, как это ни странно, держался старинных обычаев, добавляя к ним, однако, немного личной "специфики". Говорят, что в сенях у него стоял большой дрессированный медведь с чаркой крепкой перцовой водки. "Мишка" услужливо вручал её гостю, и тому приходилось пить, даже если на улице было утро. С "трезвенников" медведь срывал шляпы и парики, а самым упорным мог попортить платье.
В 1718 г. в Петербурге появилась Тайная канцелярия - аналог московского Преображенского приказа. «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением» © Неврев Н.В.
Постскриптум
Фёдор Юрьевич Ромодановский был похоронен в Александро-Невской лавре. Свою должность главы Преображенского приказа он передал по наследству единственному сыну. В 18 веке род князей Ромодановских угас и погрузился в прошлое. Пётр I пережил своего "князя-кесаря" на семь лет и тоже умер. Стоп! На этом пора остановиться, а то "мартиролог" будет слишком длинным. До следующих встреч, пока!
0 коммент.: