Ктo был пpoтoтипoм peжиccepa Якинa и дpугиe шутки Гaйдaя в фильмax
Ктo был пpoтoтипoм peжиccepa Якинa и дpугиe шутки Гaйдaя в фильмax
Леонид Гайдай почти в каждой своей комедии подшучивал над кем-нибудь из своих коллег. Причем делал это очень тактично, чтобы о шутке могли догадаться только друзья и наиболее осведомленные зрители. Это было и в «Операции «Ы», и в «Бриллиантовой руке», да и в других фильмах Гайдая. Большинство же советских граждан просто смеялись над теми или иными персонажами, даже не понимая, что они, оказывается, пародируют конкретных людей из окружения режиссера.
Не обошлось без колкостей в адрес коллег и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Ярким сатирическим персонажем в картине был «известный режиссер Якин» в исполнении Михаила Пуговкина. Было понятно, что персонаж срисован с реального человека, но Леонид Иович публично никогда не рассказывал о том, кого он изобразил в этом образе.
Хотя сведущие люди сразу поняли, что по привычкам, оборотам речи, манере одеваться и вести себя с актерами, речь шла о великом и всемогущем Иване Пырьеве. К моменту съемок его уже не было в живых, но память о нём еще хорошо сохранилась среди работников кино. В свои последние годы он сам уже мало снимал, а больше занимался административной и руководящей работой.
Интересно и то, что существует вполне серьезная версия, что в своё время Михаил Булгаков в качестве прототипа своего режиссёра Якина, взял всё того же Ивана Пырьева. В те годы он был молодым и подающим большие надежды кинорежиссёром.
Пырьев в тридцатые годы снял несколько фильмов, который стали очень популярными. Ранняя слава позволила ему продвинуться и в административном плане. Он стал самым молодым членом художественного совета киностудии «Мосфильм», входил в художественную комиссию при Наркомпросе СССР, и даже есть сведения, что он, как член этой комиссии, в 1936 году участвовал в запрещении самой пьесы Булгакова, когда «Ивана Васильевича» начали репетировать в Московском театре сатиры. Не исключено и то, что он узнал себя в этом персонаже.
Иван Пырьев в окружении актрис на съемках фильма «Кубанские казаки» (1949)
Особенно после намёка на любовные истории с актрисами, которыми в те годы он был очень увлечён. Даже фамилия Якин делала прямой намёк на Пырьева, потому что он всегда любил начинать свои выступления в худсоветах и комиссиях с выражений: «Я считаю…, я думаю…, я настаиваю…» и т.д.
В съемках использовался кабриолет из спецгаража «Мосфильма» который, по свидетельству старых сотрудников киностудии, был одним из персональных автомобилей самого Пырьева.
Через сорок лет Леонид Гайдай многими конкретными признаками (одежда, трость, привычка сидеть, положа высоко ногу на ногу, высказывания и т.д.) тоже делал прямой намёк именно на Ивана Александровича Пырьева.
Когда в фильме Якин пытается угадать исполнителя роли Ивана Грозного и перебирает известных современных актёров, то названные им фамилии тоже не были случайными.
Якин называет фамилию Юрия Никулина. Понятно, что таким образом Гайдай «передал привет» своему другу, который отказался сниматься в этой роли.
Еще Якин называет фамилию Смоктуновского. Дело в том, что в тот год этот актёр играл Фёдора Иоанновича (сына Ивана Грозного) на сцене Малого театра. Известно, что Гайдай использовал в фильме некоторые мизансцены из этого спектакля, когда снимал свои кадры с Иваном Грозным в кремле.
С хитрым намёком прозвучала в фильме и фраза Зины: «Я ухожу к режиссеру Будимиру Косому!». Дело в том, что среди советских режиссеров, сверстников Гайдая, был режиссер Будимир Метальников, который в те же дни снимал тоже фантастический фильм в соседнем с Гайдаем павильоне «Мосфильма». Они были хорошими знакомыми, часто пересекались на киностудии, бывало, что вместе обедали в столовой. Оба страдали плохим зрением и носили очки, поэтому фамилия «Косой» тоже не была случайной.
Рассказывают, что когда снимали сцену с этой репликой Зины, на съемочную площадку к Гайдаю случайно зашёл Метальников. У Зины по сценарию были другие слова, но Гайдай экспромтом внёс в сценарий именно эту фразу с именем своего друга. Редкое, почти уникальное имя без вариантов намекало на Метальникова.
Говорят, что они вместе в тот день посмеялись над этим и Будимир Алексеевич был уверен, что эта сцена лишь шутка друга, и не войдет в фильм. Поэтому был приятно удивлен, когда его имя, пусть и в таком контексте, прозвучало на всю страну в комедии Гайдая.
Можно сказать, что подобными шутками Гайдай как бы продолжил традицию самого Булгакова. Помните поэта Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите»? Это же был намёк на популярных в те годы поэтов Демьяна Бедного и Ивана Приблудного, для которых тридцатые кончились плохо.
Или другой персонаж произведения – критик Латунский. Никто из сведущих не сомневался, что это был прямой намёк на ярого критика творчества самого Булгакова — советского критика Осафа Литовского, который своими статьями и рецензиями фактически уничтожил Михаила Булгакова как легального советского писателя.
В своём романе Булгаков описывает, как критик Латунский также сгубил и Мастера, а потом Маргарита, залетев к Латунскому в квартиру, устроила там в отместку погром.
Получается, что Леонид Гайдай своими шутками в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» как бы поддержал традицию великого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. И лично мне кажется, что это было не случайно.
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
Есть еще один интересный момент в фильме: Якин пытается угадать, какого артиста он видит перед собой. И произносит: "Кеша! Смоктуновский!" У Иннокентия Михайловича Смоктуновского была привычка переходить на "ты" с теми, с кем он начинал тесно работать. И он требовал, чтобы к нему обращались "Кеша", и никак иначе. Вот это "Кеша" в устах Якина было как бы свидетельством работы бездарного режиссера с великим актером.
ОтветитьУдалить