"Этoт pуccкий гeнepaл cдeлaн из мaтepиaлa, из кoтopoгo дeлaютcя мapшaлы", - гoвopил o нeм Нaпoлeoн

13:11 AR Ka 0 Comments

 

Николай Николаевич Раевский (1771-1829)

"Этoт pуccкий гeнepaл cдeлaн из мaтepиaлa, из кoтopoгo дeлaютcя мapшaлы", - гoвopил o нeм Нaпoлeoн

Есть люди-кремни. Есть люди-камни. А есть и такие, из которых получаются только маршалы. Во всяком случае, так говорил Наполеон о генерале русской императорской армии Николае Раевском. Интересно, почему тогда человек, о котором даже противник отзывался с восхищением, так и не стал маршалом?

Блестящая военная карьера с 14 лет

Николай Раевский – представитель старинного дворянского рода. Его предки отдавали всю жизнь службе русским государям еще со времен Василия III. Дед Николая был участником Полтавской битвы, а отец служил в Гвардейском Измайловском полку, участвовал в русско-турецкой войне. Николай не знал своего отца – незадолго до рождения сына отец умер от ран и мальчика назвали в его честь. Весь род Раевских – это род воинов, защитников монархии и государства.

Николай вырос в имении дедушки, где тщательно занимались образованием будущего офицера. Он отлично говорил на французском языке и уже в возрасте трех лет малыша зачислили в лейб-гвардии Преображенский полк. А с 14 лет юноша стал реально служить в армии, набираться «духа и смелости» в казачьих полках. Поблажек не было – и Николай показал себя умелым стратегом с «холодной» головой.

Военных подвигов Раевского не счесть: он побывал в Турецкой и Персидской войнах, Польской компании и везде был впереди. Отважный офицер постоянно рисковал, но был удачлив – смерть от вражеских пуль его миновала. Но не удалось Раевскому избежать дворцовых интриг после того, как на престол вступил Павел I. В 23 года полковника уволили, не объясняя причин.

Софья Алексеевна Раевская, жена генерала

Снова в армию и снова подвиги…

Только через 13 лет Николай снова подает прошение о зачислении в армию. Тогда уже сгущалась наполеоновская туча… и скоро французы должны были добраться и до России. Раевский попадает прямо в разгар войны: в 1807 году он сражался под Гейльсбергом, Деппеном, Анкендорфом, Фридландом и Гуттштадтом. И каждый раз совершал подвиг, приводивший к переломам в ходе боев.

Тем не менее, один в поле не воин. И армия Наполеона в 1812 году вторглась в Российскую империю. Раевский был на передовой. Его корпус целых 10 часов сражался против пяти дивизий французов под деревней Салтановка. Сам генерал был ранен в грудь, но собственным примером и призывами действовать поднимал солдат в атаку и отбрасывал врага назад. В этом бою вместе с отцом были и его дети: старший Николай шел со своим полком, а младший (ему было 11 лет) находился в обозе. Хотя потом появились слухи, что мальчики сражались рядом с отцом.

Под Смоленском Раевский командовал 15-титысячной дивизией и длительное время не давал подобраться к городу армии Наполеона из 180 тысяч человек. Ярости Наполеона не было предела, он кричал, топал ногами и проклинал «этого русского».

Картина Б. М. Ольшанского "Подвиг Раевского" (якобы младший сын рядом с генералом, а старший несет флаг).

Оборона Курганной высоты: батарея Раевского

Самым замечательным подвигом Николая Раевского стала оборона важной высоты, получившая название в истории, как «батарея Раевского». На высоте находились 18 орудий, и она являлась главным опорным пунктом русской армии при Бородине. Высота много раз атакована противником: на нее направили 200 орудий, были брошены целые дивизии французов. На склонах высоты погибло больше 3000 солдат Наполеона и 5 генералов.

В один момент казалось, что битва проиграна – французы, воспользовавшись тем, что часть войск Раевского отправилась защищать Багратионовы флеши, захватили высоту. Но тут ситуацию спасли силы генералов Кутайсова и Ермолова, отбившие редут. Это было ключевым моментом Бородинского сражения, если бы не Раевский и его смелость, русские проиграли бы битву. Генерал шел вслед французской армии до самого Парижа, даже будучи раненым, сражаясь впереди всех. Вот тогда Наполеон и скажет: «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы».

Тяжелое ранение в грудь подкосило генерала. И уже после взятия Парижа Раевский был уволен в отпуск, чтобы полечиться. Потом ему передали командование 4-м пехотным корпусом в Киеве. К Раевскому приезжал Александр Iв 1816-1817 гг. Император хотел пожаловать офицеру титул графа, но тот отказался.

Артиллеристы на батарее Раевского.

Знакомство с Пушкиным и дети-декабристы

В то время, когда будущий генерал был уволен по указу Павла I, он не стал терять времени даром, женился, получил образование. Все 13 лет Николай Николаевич посвящал время детям: у него было два сына и четыре дочери. И после того, как закончилась война с Наполеоном, Раевский снова обратится к семье.

С семьей генерала был близко знаком поэт А. С. Пушкин, они вместе путешествовали по Крыму и Кавказу летом 1820 года. Пушкин напишет о генерале такие строки: «Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душою…»

В 1824 году боевой офицер уйдет в бессрочный отпуск. Александр I начнет подозревать его семью в связях с тайными обществами – возможно, поэтому генерал и не смог стать маршалом. А через год по делу декабристов арестуют его сыновей, зятьев М. Ф. Орлова и С. Г. Волконского, единоутробного брата В. Л. Давыдова и адьютанта А. В. Капниста.

Александр и Николай – сыновья генерала Раевского

Сыновья оправданы, а зять и дочь на каторге

Но вскоре, уже в январе 1826 года, сыновья выйдут на свободу – их оправдают полностью. Кстати, Николай Раевский-младший потом станет основателем города Новосибирск. Орлов будет выпущен благодаря ходатайству своего брата. Адьютанта тоже выпустят, но уволят со службы. А вот Давыдов и Волконский уедут на каторгу, в Сибирь. За Волконским последует жена, средняя дочь генерала Раевского, Мария.

Через два года умирает внук, маленький Николай Волконский, оставшийся сразу после рождения в доме дедушки. Это горе сильно подкосило Раевского. Сказывались и боевые ранения. В 1829 году генерал умер в своем имении под Киевом. Его вдова оказалась в трудном положении: половина семьи была в изгнании, другая половина – на грани банкротства.

И тогда С. А. Раевская обратилась к Пушкину с просьбой походатайствовать об увеличении пенсии за мужа. Ее просьба была исполнена. Через несколько лет вдова генерала и две его дочери уехали в Италию на лечение, и она умерла в 1844 г. В Риме. Дочери похоронили мать вдали от родины.



0 коммент.: