Bacилий Лaнoвoй: Юpoчкa Якoвлeв, Ульянoв Мишa никoгдa в этиx вeщax нe учacтвoвaли
Bacилий Лaнoвoй: Юpoчкa Якoвлeв, Ульянoв Мишa никoгдa в этиx вeщax нe учacтвoвaли
Завтра Василий Лановой мог бы отпраздновать своё 88 летие, если бы не ушёл в мир иной год назад. Довелось мне записать с легендарным актёром большое интервью для проекта «Семейный альбом» (канал «Россия», ссылка внизу). Это везение журналистское. Мне он говорил, что решительно отказал и своему соседу по даче Владимиру Познеру, и замечательной Юлии Меньшовой, не говоря уже о прочих. Во многих печатных беседах Василий Семенович акцентировал внимание собеседников на том, что теле-общение не привечает. Как и в этом интервью, что Лановой дал профильному изданию:
– Проследить всю мою жизнь уже просто невозможно, так как многое забыто, а что-то и вспоминать не хочется. После 10-го класса я снялся в фильме «Аттестат зрелости». Это была моя первая картина, 1953 год. С тех пор и считайте. С 1954 года по сей день я работаю актером.
Кроме того, с 1957 года я официально работаю в Театре Вахтангова. Это уже 61 год. И надо сказать, что достаточно разнообразная жизнь велась и в кино, и в театре.
Кинематограф раньше был совсем другим. Да и театр тоже. И сочетание этих искусств составляет мою жизнь, хотя для меня всегда театр был главным.
Театр Вахтангова – не фабрика по производству спектаклей, это уж точно. Он долгие годы являлся в каком-то смысле «семейным театром», потому что была великая семья из великих актеров. Гриценко, Плотников, Астангов, Лукьянов, Борисова, Мансурова, Алексеева… Вы понимаете, какие имена были? Невероятные!
– Кстати, а в чем отличие той плеяды артистов от нынешней?
– Актёр должен оставаться загадкой для зрителя. Обязательно. И старшие поколения строго следовали этому правилу. Потому что если о тебе известны все бытовые подробности, да ещё если они какие-то пошлые, то это уже невозможно сбить никакими образами и никаким талантом. Наши театральные старики так считали всегда. И мои учителя... Мансурова – мой педагог, и Гриценко, и Плотников, и Астангов – они всегда говорили: «Надо быть загадкой для зрителя». Это правильно. И сегодняшние «телевизионные разгадки» актёрской судьбе не помогают.
В этом смысле у меня был достаточно богатый опыт, потому что я ещё с двенадцати лет играл в народном театре ЗИЛ. Сергей Львович Штейн, мой первый учитель по театру, режиссёр Театра Ленинского комсомола, деликатно воспитывал будущих актеров. Не было никаких «погремушек». Когда вышел фильм «Аттестат зрелости», он мне сказал:
«Вася, только не вздумай загордиться. Самолюбование убивает актеров».
– Загадка, понятно, есть и у вас. Вы не мелькаете на телеканалах…
– Зовут, но я отказываюсь. Из-за того, что я иногда вижу по телевизору, я ни за что не соглашусь туда пойти.
Вот сейчас мой юбилей, и меня просто замучили. Приглашают в разные программы, но я не всегда хожу. Вот и вся недолга.
85 лет – солидный возраст... Вон Юрочка Яковлев ушёл в 85 лет, а какой актёрище был! Всегда к самодисциплине относился серьезно. Ульянов Миша, Юлечка Борисова... Они никогда в этих вещах не участвовали. Очень важно сохранить себя и помнить о театральном вкусе.
– В Театре им. Вахтангова один из спектаклей-долгожителей – «Посвящение Еве». Мне кажется, зрителей ваша роль потрясает глубиной любовных чувств…
– «Посвящение Еве» поставлен по замечательной пьесе Эрика-Эммануила Шмитта «Загадочные вариации», там есть что играть, это достойный материал. Вот уже двадцать лет мы с Женей Князевым пытаемся разгадать невиданную загадку любви – любви двух мужчин к одной женщине, и неожиданный обрыв жизни, когда всё это рушится.
– А почему из репертуара исчез спектакль «Пристань»?
– Я очень люблю и любил этот спектакль. Потому что со мной вместе на сцену выходили Юра Яковлев, выходила Галочка Коновалова, Славочка Шалевич. Моё поколение играло его к 90-летию театра. Но они ушли, а сейчас, к тому же, Юлечка Борисова больна, и мы ждем ее возвращения. Так что надеемся, что она ещё сыграет. И больше того, я бы очень хотел, чтобы столетие театра, которое состоится в 2021 году, мы тоже отметили «Пристанью», если, конечно, до этого доживём.
«С Женей Князевым…»
– Как, по-вашему, театр очень изменился по сравнению с тем, в котором прошла ваша молодость?
– Изменился, конечно. Он стал другим... Более модным, менее классическим. Жизнь поменялась. Вы посмотрите, что делается на телевидении. Для меня до сих пор существуют несравнимые ценности того театра и тех прошлых выступлений на телевидении. Я уж не говорю о кинематографе. Какие актёры были!
Сейчас много говорят о патриотизме. Но ведь и тогда был патриотизм, любовь к Родине побеждала. Ведь не зря же Александр Сергеевич одну из своих лучших фраз сказал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие». Это всегда было на Руси. Поэтому тут и говорить нечего.
0 коммент.: