Кaк пpoхoдили cъёмки «Ceмнaдцaти мгнoвeний вecны», и пoчeму Тиxoнoву нe удaвaлocь выучить cлoвa Штиpлицa и eму кaзaлocь, чтo eму мaлo плaтили
Кaк пpoхoдили cъёмки «Ceмнaдцaти мгнoвeний вecны», и пoчeму Тиxoнoву нe удaвaлocь выучить cлoвa Штиpлицa и eму кaзaлocь, чтo eму мaлo плaтили
Наверняка все согласятся с тем, что кинокартина под названием «Семнадцать мгновений весны» заслуживает звания лучшей кинокартины СССР о военных действиях, о разведчиках. Данный фильм со своими персонажами очень сильно повлиял на отечественную культуру.
Как только его начали транслировать по телевидению летом 1973-го, на улицах пустело — так сильно зрители боялись пропустить киносериал, что были все по домам у телевизоров.
Мы хотим поделиться с вами любопытными подробностями об этой картине.
На съёмках. Вячеслав Тихонов и режиссёр Татьяна Лиознова. Каким был этот эмоциональный диалог, сейчас уже не узнать. Можно только пофантазировать. Например, так. Тихонов: «Товарищ режиссёр, а вот тот артист еду из реквизита съел!». Лиознова: «Товарищ Тихонов, вернитесь на своё место! Я снимаю!»
Надо сказать, что после выхода фильма люди сложили множество анекдотов о Штирлице и других героях «Семнадцати мгновений весны» — а это, как известно, высшая форма народного признания.
Разумеется, было и официальное признание. Так, в 1976 году создатели фильма получили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а в 1978 году — премию КГБ СССР. После того как картину посмотрел Брежнев, режиссёр Татьяна Лиознова была удостоена ордена Октябрьской Революции.
Татьяна Лиознова подходила к работе со всей душой
Вообще Лиознова — эта маленькая, но очень деятельная женщина — сумела собрать в своём фильме множество ярких артистов. Ведь по числу актёров, которым до или после съёмок присвоили звание «Народный артист СССР», фильм Лиозновой является одним из передовых в истории отечественного кино.
До участия в «Семнадцати мгновениях весны» народными артистами были «пастор Шлаг» Ростислав Плятт и Николай Гриценко, сыгравший генерала, с которым Штирлиц едет в поезде, пьёт коньяк, ест колбасу и рассуждает о судьбах Германии. В год выхода фильма почётное звание было присвоено Ефиму Копеляну, читавшему закадровый текст. Позже народными артистами стали: в 1982-м — Владимир Кенигсон (бывший министр Краузе в изгнании), в 1983-м — Евгений Евстигнеев (профессор Плейшнер), в 1987-м — Леонид Броневой (шеф гестапо Мюллер), в 1988-м — Олег Табаков (начальник СД Шелленберг), в 1990-м — Лев Дуров (провокатор, которого застрелил Штирлиц).
Лиознова руководит высшими немецкими офицерами и Гитлером
Отдельно стоит сказать об исполнителе главной роли — Вячеславе Тихонове. Вскоре после выхода фильма он стал народным артистом СССР, а затем был удостоен звания Героя Соцтруда. Существует байка, согласно которой Брежнев, приказал разыскать разведчика Штирлица-Исаева и представить его к ордену Ленина. Однако этот герой был вымышленным и найти его не представлялось возможным — и тогда орден вручили Тихонову.
«Штирлиц смотрел этот фильм в шестой раз. Он ненавидел этот фильм»
Вообще, Татьяна Лиознова предвидела успех «Семнадцати мгновений весны» и, соответственно, Тихонова. Поэтому во время съёмок не раз говорила актёру:
— Ой, Славка, проснешься ты знаменитым!
«Славка» не всегда верил в свои силы — и тогда Лиознова проводила с ним беседы, старалась поднять настроение и неустанно повторяла, что эта роль — его судьба.
Иногда Лиозновой приходилось увещевать артистов
Думается, на многих из нас Вячеслав Тихонов производил впечатление серьёзного и порядочного человека. И Татьяна Лиознова свидетельствовала о том, что в целом он отработал всю картину добросовестно.
Но это «в целом». Значит, были и «частности»?
Были! Например, на сцену беседы Штирлица с пастором Шлагом актёр пришёл совершенно неподготовленным. Когда артисты зашли в съёмочный павильон, Лиознова предложила им порепетировать диалоги — и тут оказалось, что Тихонов не выучил текст!
Одна из запомнившихся реплик в этом разговоре: «Пастор, мы с вами — одинокие стареющие мужчины»
Что же, в жизни всякое бывает — иногда и артисты, взрослые люди, приходят на съёмки, не выучив свои реплики, словно малолетние двоечники. Пришлось выходить из положения.
Камеру поставили так, чтобы в кадре был только Плятт, знавший свою роль наизусть, а Тихонова видно не было. «Штирлицу» дали листок с репликами героев — и он считывал свои слова с него.
За четыре дубля сцена была снята.
«Свет, камера, мотор!»
Жаловалась на Тихонова и второй режиссёр картины Алла Заболотская. Она называла актёра сложным человеком и сетовала, что он потрепал нервы съёмочной группе. Объясняла она свои слова так:
— У него была высшая актерская ставка, 50 рублей, плюс репетиционные. Выходило 75 рублей в день. Мы ему всё выплачивали тютелька в тютельку, но ему казалось, что не доплачиваем. Он сидел с ручкой, пересчитывал…
Что ж, копейка рубль бережёт, а рубль — сотню!
0 коммент.: