"Я тeбя любилa", - пиcaлa Лeнину Инecca Apмaнд
"Я тeбя любилa", - пиcaлa Лeнину Инecca Apмaнд
Изящная фигура в чёрном резко выделялась на фоне лазурного неба. Она шла вперёд, легко, высоко подняв голову. Красивая, уверенная в себе женщина. Крупская изобразила улыбку. Она знала, как следует держать себя с Инессой Арманд: ровно и спокойно. С этой женщиной, которая едва не заменила её саму, внешне она поддерживала иллюзию дружбы.
Её звали Элизабет, и она была француженкой. Родилась в 1874 году в Париже, а в пятнадцать лет перебралась в Россию. Поехала вместе с сестрой к тётушке, работавшей гувернанткой в богатой семье промышленников. Для девятнадцатого века это была совершенно обычная ситуация – немало французов, англичан или немцев работали в России. Языковых трудностей никто не знал, поскольку для образованного человека того времени нормой было говорить на двух-трёх европейских языках. Детей в состоятельных семьях сызмальства учили объясняться не хуже парижанина или лондонца.
Семья Арманд сама когда-то приехала из Франции, но только столетием раньше. Теперь разбогатевшие и обрусевшие, они занимались текстилем. Александр Арманд, купец первой гильдии, был покорён красивой блондинкой Элизабет и спустя некоторое время женился на ней. Его средний брат Николай взял в жёны вторую француженку, Рене. Теперь две дочери парижского оперного певца превратились в респектабельных русских дам. Прежние имена были забыты. Элизабет стала Инессой Фёдоровной (по отцу – Теодору).
Инесса с мужем, Александром Арманд
Знавшие её, отмечали харизматичность и очарование. Её выразительные глаза называли «гипнотическими». И ещё в ней чувствовалась какая-то невероятная внутренняя сила, стальной стержень. Инесса Арманд не склонялась перед обстоятельствами, а предпочитала, чтобы изменчивый мир сам прогибался под неё. Поэтому-то, когда сердце подсказало, что она любит другого, просто собрала вещи и ушла. Дети, как обычно в ту эпоху, остались с мужем. А Инесса – с его младшим братом, Владимиром.
Их общий сын, Андрей, родился в 1903-м. Впрочем, занималась Инесса не только домом, но и с увлечением разделила интересы Владимира – он входил в кружок эсеров. В квартире Арманд собирались революционно настроенные интеллигенты, на полках среди кружев и полотенец прятали оружие. В 1905 году всё это закончилось арестом одного из участников кружка, Фёдора Щеколдина. Когда стали разбираться, ниточка потянула за собой весь клубок. Имя Инессы, как участницы, тоже прозвучало. В итоге женщина отправилась в ссылку.
Но на севере она провела не больше трёх лет. Потом умудрилась убежать, и даже добраться до Брюсселя. Теперь она действовала одна: Владимир скончался у неё на руках. Инесса быстро нашла единомышленников - ссылка не заставила её расстаться с убеждениями. Там, за границей, произошло и главное знакомство в её жизни - с Владимиром Ульяновым.
фото после ретуши
«Его изображают аскетом, - позже писала Крупская, - но он был человеком, и ничто человеческое не было ему чуждо».
Арманд почувствовала, что влюблена. Этот человек, столь увлеченно рассказывающий о своих взглядах, с его хитроватым прищуром, казался ей притягательным, как магнит. Он очаровал её до такой степени, что она готова была помогать, беззаветно служить и не думать о себе. Крупская не казалась ей преградой. Наоборот, в скупых сохранившихся сведениях, Инесса говорит о жене Ульянова – «добросердечная и мягкая». Великодушие победительницы?
Но была ли Крупская искренней с ней - неясно. Что испытывала Надежда по отношению к самой Арманд? Зная, что муж уделяет Инессе повышенное внимание?
Она могла относиться к ней со сдержанной осторожностью. Поначалу, в 1910-м, всё это выглядело непонятно, без ощутимых перспектив. Было место и ревности. Но потом сам Ульянов-Ленин расставил все точки над «и»: Крупская – его большой и верный друг, поддерживающий долгие годы. Оставить её было бы немыслимо. А вот отстраниться от Инессы – вполне.
Инесса с детьми в Брюсселе
«Я тебя очень любила… - Писала Арманд. - Только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью… Зачем было меня этого лишать? Думаю, ты это сделал не ради себя».
Внешне Крупская, хворавшая уже в то время, конечно, проигрывала Арманд. Но её статус жены и многолетняя общность интересов, перевесили на чаше весов. Ленин предложил Инессе сжечь все письма, которые они отправляли друг другу. Но чувство Арманд оставалось прежним, и она всё также была готова на любые шаги для Ленина. Вела агитацию, переводила его работы на французский язык, и даже отправилась в Россию, что обернулось для неё арестом.
Вызволить Инессу помог Александр Арманд, её официальный муж. Но сразу после этого влюблённая женщина отправилась обратно, к Ленину. Отношения стали деловыми, но отказаться быть рядом с «вождем мирового пролетариата» Инесса просто не могла. У неё не получалось.
Инесса после ареста
В 1917 она оказалась в Петербурге вместе с Лениным. Позже он распорядился выделить ей жилье, поблизости от себя. «Квартира на четырёх человек», - как говорится в его записке коменданту Кремля.
Арманд поселилась на Неглинной, и ни для кого не было секретом, что Ленин нередко приезжал к ней после работы. В тех случаях, когда у него не получалось нанести визит, отправлял записку. Вот одна из них, от января 1920 года:
«Дорогой друг! Присылают ли вам продукты?»
Были и другие послания – с вопросами о её здоровье, о том, хватает ли дров, и даже нужно ли прислать калоши. С Арманд считались и остальные: она получила в своё ведение женский отдел ЦК РКП (б). И это очень не понравилось ни Крупской, ни другой известной революционерке – Коллонтай. Жена Ленина хотела играть более важную роль в новом государстве. У Коллонтай тоже было своё представление о собственной значимости. В неприязни к Арманд они оказались единодушны.
паровоз, на котором Ленин прибыл в Россию в 1917 году
Летом 1920 года, для поправки здоровья, Арманд отправилась на юг. Но вышло наоборот – именно там холера подкосила её. Всё произошло моментально. 24 сентября 1920 года Инессы не стало. Спустя восемь дней её удалось перевезти в Москву.
В последний путь её провожали пышно. Ленин шёл следом за повозкой, и, по утверждению Александры Коллонтай, казалось, что он вот-вот лишится чувств.
Впоследствии об Арманд долгое время не было принято говорить. Крупская не случайно отмечала, что Ленина пытались представить человеком отстранённым от всего мирского. Поэтому Инессе почти не уделяли внимания советские исследователи. Вскользь упоминали о ней, почти пунктиром, и не более того.
Интерес к этой персоне возник уже в конце двадцатого века, но узнать о личности Инессы удается не так уж много. Дочь французского оперного певца позаботилась обо всём. Её письма, как от неё и потребовал Ленин, однажды попали в огонь.
0 коммент.: